Общие сведения о запорной арматуре Трубопроводная арматура представляет собой приспособления, которые монтируются на трубопроводах, котлах, резервуарах и других устройствах, находящ
Задвижки.
Технологический режим работы задвижек с указанием вида управления (местное или дистанционное), перепада давления на них и максимального рабочего давления устанавливается на основании проектной документации.
Эксплуатация задвижек с полуприкрытым затвором запрещается. Исключением являются аварийные ситуации на НПС, когда задвижки непродолжительное время могут использоваться для дросселирования давления.
Дежурным персоналом раз в смену проводятся технические осмотры запорной арматуры, в ходе которых проверяются:
- герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений;
- плавность перемещения подвижных частей;
- исправность электропривода.
В рамках технического обслуживания раз в месяц выполняются следующие работы:
- мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, устранение подтеков масла, обслуживание площадок и т.д.);
- визуальная проверка состояния всех частей задвижек;
- проверка наличия смазки в редукторе электропривода и ее пополнение;
- проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений;
- проверка работоспособности электропривода (крепления клемм, защиты от перегрузок, срабатывания конечных выключателей и муфты ограничения крутящего момента);
- контроль герметичности затвора.
Для обеспечения герметичности фланцевых соединений два раза в год (весной и осенью) их обтягивают. Эта же процедура выполняется в случае обнаружения течи во фланцевом соединении.
Обтяжка фланцевых соединений задвижек должна выполняться при давлении, сниженном до безопасного уровня. Необходимо иметь в виду, что перед обтяжкой фланцевого соединения корпуса и крышки клиновой задвижки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.
Определение крутящего момента электропривода задвижки осуществляется измерением величины силы тока его электродвигателя. Его величина не должна превышать номинальное значение более чем на 10%.
При проведении сезонного технического обслуживания 1 раз в 6 месяцев производится контроль герметичности затвора задвижек. Его совмещают с плановыми остановками магистрального трубопровода и НПС.
Для контроля герметичности затвора создается перепад давления, равный 0,1-0,2 МПа при избыточном давлении не менее 0,4 МПа. Критериями оценки герметичности являются изменение давления в отсеченных участках трубопровода и наличие шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор.
Изменение давления в отсеченном участке трубопровода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее чем за 30 мин. Затвор считается негерметичным, если за полчаса изменение давления составит 0,1 МПа и более.
Регистрация шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами). Фиксация такого шума в задвижках узла подключения НПС к магистральному трубопроводу, нагнетательных и всасывающих линий магистральных насосов (агрегатные задвижки), камеры пуска и приема СОД, приемо-раздаточных патрубков резервуаров свидетельствует о негерметичности затвора. В остальных случаях протечки не должны превышать допустимой величины, определяемой классом герметичности задвижек.
Критериями их неработоспособности являются:
- неустранимые дополнительной подтяжкой утечки через сальниковые уплотнения и фланцевые соединения;
- протечки перекачиваемой среды в затворе, превышающие допустимую величину;
- заклинивание подвижных частей задвижек при открытии и закрытии арматуры;
- увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
- выход электропривода из строя.
Неработоспособные задвижки подвергаются ремонту.
Сведения о способах устранения их возможных неисправностей приведены в таблице ниже.
Продукция
Насосы:
Затвор поворотный дисковый:
Клапаны:
Блоки управления:
Пластиковые трубопроводы:
Фото и видео:
Хранение запорной арматуры
У каждого изделия есть срок годности и правила хранения:
- Для монтажа лучше брать новую запорную арматуру. Допускается 2 года со срока изготовления, но только в том случае, если она правильно хранилась. В темном месте, постоянно смазывалась, в сухом месте. Если изделие новое, то при покупке, можно просто осмотреть его и запросить паспорт с производства.
- Почему важна температура? При сильной влажности, на запорной арматуре появляется коррозия, а это уже дефект, который может повлиять на работу. Температуру выбрать от +5 до +20 градусов, без попадания влаги, резких перепадов температуры и попадания прямого солнечного света.
- Упаковку от производителя лучше не выбрасывать, а хранить в ней изделие. Это поможет избежать попадания пыльного абразива в саму запорную арматуру.
Транспортировка задвижек
Изделия больших диаметров, перевозить надо очень аккуратно, ведь они тяжелые и могут повредить друг друга, поэтому транспортировку желательно осуществлять в упаковке от завода-изготовителя.
Характеристика и назначение
Запорно-регулирующей арматурой называют приспособления, которые предназначены перекрывать, изменять и контролировать параметры внутренней среды трубопровода. Такую арматуру устанавливают в системах водоснабжения, отопления, канализации и газоснабжения.
Устройства применяются на всех уровнях: от больших магистралей, до индивидуальных трубопроводов, находящихся внутри дома или квартиры.
В каждой системе есть несколько параметров, которые можно регулировать. К ним относятся объем и скорость потока, давление, температура. Запорно-регулирующая арматура используются для того, чтобы можно было изменять эти параметры, не отключая систему.
Назначением таких деталей является перенаправление потока жидкости или газа в другие ветви системы. Для этого устройство устанавливается в месте, где имеются разветвления. По мере необходимости одни ветви перекрывают, а другие открывают.
Другие виды запорно-регулирующей арматуры способны снижать давление внутри системы, если оно возрастает или уменьшать температуру. Некоторые из них работают автоматически, согласно законам физики.
Например, выпускной клапан пропускает газ только тогда, когда давление внутри системы повышается. Это позволяет сохранять этот параметр на одном уровне. Другие устройства регулируются вручную, например, с помощью вентилей.
Основная характеристика запорно-регулирующей арматуры — ее пропускная способность. Для оптимального применения вычисляют относительную, действительную, максимальную, начальную и условную пропускную способность.
Обратите внимание! Пропускная способность — это физическая величина, которая отражает объем среды постоянной плотности, проходящей в единицу времени через участок поперечного сечения трубы при давлении 1 бар. Проще говоря, это количество жидкости или газа, которое может пройти через трубу за определенный промежуток времени.
Кроме того, запорно-регулирующая арматура характеризуется диапазоном и зоной регулирования, а также настройкой регулятора. Эти параметры отражают различия между максимальными и минимальными данные пропускной способности: тот диапазон значений, который поддается регулировке.
Еще одна важная характеристика — относительная утечка. Она отражает теоретическую способность деталей отклоняться от заданных параметров герметичности. Проще говоря, это количественное отражение негерметичности изделия.
Задвижки
Распространенный тип запорной арматуры. Задвижки удобны в использовании, имеют простую конструкцию. Регулируют интенсивность рабочего потока, осуществляют полное перекрытие магистрали.
В состав устройства входят:
- корпус;
- шток;
- маховик;
- диск;
- уплотнители;
- крепежные элементы.
Конструктивное исполнение позволяет устанавливать устройство в отапливаемых и неотапливаемых помещениях. Запорный модуль крепится посредством фланцев, герметичность соединений проверяется визуально.
Достоинства изделия:
- малое гидравлическое сопротивление;
- умеренные габариты;
- незначительные расходы на обслуживание.
Регулировка задвижки происходит вращательными движениями, что исключает быстрое изменение пропускной способности.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АРМАТУРЫ
1. Правила эксплуатации
Эксплуатация арматуры охватывает большое количество операций, выполняемых для обеспечения бесперебойной работы основного объекта. К ним относятся управление арматурой в процессе работы основного объекта, технические осмотры и технический уход, монтаж арматуры при замене вышедших или выходящих из строя конструкций и входной контроль арматуры, поступающей для замены находящейся на трубопроводе или аппарате. Перед пуском в эксплуатацию трубопроводы, а вместе с ними арматура продуваются сжатым воздухом, азотом или паром. При гидравлическом испытании трубопровода на прочность арматура должна быть приведена в открытое положение.
Арматура должна использоваться строго по назначению, в соответствии с указаниями в техническом паспорте и технических условиях, стандартах или особых условиях заказа. Запорную арматуру использовать в качестве регулирующей или дроссельной не разрешается. Дроссельная арматура работает в условиях больших перепадов давлений, когда в седле образуются большие скорости потоков, что вызывает значительные вибрации тарелок клапанов, клиньев, дисков и других дросселирующих элементов. Применение вместо дроссельной арматуры запорной, не предназначенной и не приспособленной для работы в таких условиях, может вызвать поломку деталей. Кроме того, при действии потоков уплотняющие поверхности колец подвергаются сильному эрозионному износу, поэтому в дроссельной арматуре при закрытом ее положении могут иметь место значительные протечки среды.
Открывание затворов (запорной арматуры) должно производиться полностью, до упора, закрывание — с нормальным усилием, необходимым для создания плотности (табл. V. 1 и V.2). При открывании и закрывании арматуры применение добавочных рычагов не допускается. Арматуру, требующую для открывания больших усилий, снабжают обводом, редуктором или электрическим (или другого типа) приводом. Электрооборудование арматуры (электродвигатели и пр.) во взрывоопасных цехах должно соответствовать категории и группе взрывоопасных смесей данного производства. При открывании арматуры, снабженной обводами, вначале открывается обвод, а затем после прогрева и выравнивания давления открывается основной проход. Перед открыванием затворов на паропроводах производится прогрев трубопровода и удаление конденсата.
Учитывая большую ответственность арматуры, обслуживающей газо- и паропроводы и установки со сжатым газом и паром, огнеопасными или токсическими средами, Госгортехнадзор предусмотрел ряд правил, которые должны быть учтены при конструировании, расчете, изготовлении, монтаже и эксплуатации арматуры.
V. 1. Расчетные усилия и крутящие моменты на маховиках
V.2. Расчетные усилия и крутящие моменты на рукоятках и ключах (управление одним человеком)
Экспериментально установлено, что в условиях сухого трения ходовая гайка в арматуре быстро выходит из строя. Даже периодическая смазка резьбы во много раз увеличивает срок службы гаек. Поэтому в целях сохранения арматуры в работоспособном состоянии длительное время необходимо периодически смазывать резьбу шпинделя техническим вазелином или солидолом.
К управлению арматурой допускается только квалифицированный персонал, обладающий необходимыми знаниями и навыками. При ручном управлении арматурой необходимо следить за тем, чтобы к маховику не были приложены чрезмерно большие усилия, могущие повредить резьбу шпинделя или вызвать затруднения при последующем открывании арматуры. При быстром закрывании арматуры в системе могут возникнуть гидравлические удары; кроме того, инерционные силы и уменьшение силы трения (коэффициент трения движения) создают увеличенные усилия закрывания, могущие затруднить последующее открывание.
Арматура, предназначенная для особо ответственных установок, находящаяся как в эксплуатации, так и в резерве или ремонте, должна быть принята на учет и занесена в специальный журнал. В журнале должны быть указаны время поступления на склад, дата установки, даты и характер осмотров и ремонтов, а также состояние арматуры после каждого ремонта.
Арматура хранится на складе в упаковке завода-изготовителя или в неупакованном виде; в последнем случае проходные отверстия должны быть закрыты заглушками. Через каждые полгода на обработанных поверхностях заменяется смазка и удаляются осевшая пыль, грязь и ржавчина.
Основные требования
Независимо от типа и предназначения конкретного изделия, к запорной арматуры выдвигаются следующие общие требования:
- Минимальный срок эксплуатации должен составлять 25-30 лет;
- Минимальный ресурс — 1000 циклов без снижения класса герметичности;
- Усилие для привода механизма запорной арматуры не должно быть больше 300 Н/м (арматура камерной установки), и 250 Н/м (арматура бескамерной установки);
- Герметичность арматуры должна обеспечиваться с обеих сторон присоединения;
- Присоединительные размеры должны соответствовать принятым в Российской Федерации размерам труб, резьбовых и фланцевых соединений;
- Устанавливаемая на трубопроводах запорная арматура должна иметь указатель направления движения потока рабочей среды, а также указатели положений «ОТКРЫТО» и «ЗАКРЫТО».
Чугунная арматура: удерживая завоеванные позиции
В результате «естественного отбора» из всего многообразия производимых промышленностью материалов, используемых для основных деталей трубопроводной арматуры, сформировалась тройка безусловных лидеров ─ сталь, чугун, сплавы цветных металлов (медные и реже алюминиевые). Стальная арматура, чугунная арматура и в меньшей степени бронзовая и латунная арматура формируют основной массив современной трубопроводной арматуры. Доля титановых сплавов и неметаллических материалов сравнительно невелика. Если говорить о пластмассах, то в качестве корпусных материалов трубопроводной арматуры они скорее конкуренты для нержавеющей стали, чем для чугуна. Конечно, конфигурация лидирующей тройки не статична, и можно говорить об определенном увеличении доли стальной арматуры, в т. ч. за счет ее наступления на позиции чугунной. Но этот процесс не так динамичен, и чугунная арматура по-прежнему широко применяется в большинстве отраслей экономики, а доля чугуна в производстве трубопроводной арматуры остается высокой. Хотя столетие назад она была еще больше.
Именно чугуну трубопроводная арматура во многом обязана своим, не сходящим на нет уже более двух столетий спуртом, начало которому положила промышленная революция, коренным образом изменившая лицо цивилизации. А старт промышленной революции в XVIII столетии дала паровая машина, появление которой сделало возможным массовое машинное производство.
И в самой паровой машине, и в окружавшей ее «периферии» обойтись без трубопроводной арматуры было невозможно. Ее изготовление стало весомой частью чугунолитейного производства, а чугун ─ важнейшим материалом для корпусных деталей трубопроводной арматуры. Во второй половине XVIII и на всем протяжении XIX столетий чугунная запорная арматура реальных конкурентов не имела. Уже тогда в ассортименте производителей трубопроводной арматуры главное место заняли клапаны и задвижки чугунные. По мере развития металлургических технологий с одной стороны и роста требований к трубопроводной арматуре в силу расширения диапазонов значений температуры и давления рабочих сред и появления огромного числа новых транспортируемых в трубопроводах веществ, с другой, сталь, как материал для изготовления корпусных деталей трубопроводной арматуры, потеснила чугун. Потеснила, но, не более того. И сегодня из чугуна продолжают делать корпуса всех без исключения типов трубопроводной арматуры.
Огромное распространение получили задвижки чугунные: клиновые, параллельные, шиберные, шланговые. Их применяют в системах тепло-, газо- и водоснабжения, устанавливают на магистральных и технологических газо-, нефте- и нефтепродуктопроводах, в. т. ч. большого диаметра. Важное место в прайс-листах производителей трубопроводной арматуры занимают клапан чугунный (клапан обратный чугунный, клапан запорный чугунный, предохранительный, мембранный и др.); кран чугунный (кран шаровой чугунный, конусный, цилиндрический); дисковый затвор чугунный. В последнем из чугуна может выполняться не только корпус дискового затвора, но и сами диски.
Чугун в трубопроводной арматуре ─ это не только корпусные детали. Он востребован при изготовлении фланцев. Фланцы чугунные (литые из серого или ковкого чугуна) менее подвержены деформациям, чем стальные. Из чугуна изготавливают маховики для управления трубопроводной арматурой, уплотнительные кольца, пробки кранов и целый ряд других деталей трубопроводной арматуры.
Далеко не всегда на равных конкурируя со своим главным оппонентом ─ сталью, по физико-механическим параметрам, чугун зачастую побеждает благодаря «экономическому оружию». Он дешевле, что значительно повышает его ставки в соревновании в такой «дисциплине» как соотношение «цена-качество» ─ очень важной в условиях серийного производства и массового использования трубопроводной арматуры во всех отраслях народного хозяйства. Да еще, учитывая, что изготовление трубопроводной арматуры ─ производство весьма металлоемкое.
Развитие химических технологий, усложнив работу трубопроводной арматуры из-за появления большого числа агрессивных рабочих сред, вместе с тем дало эффективный инструмент для защиты чугунных (равно как и стальных) корпусов трубопроводной арматуры. Покрыв чугунную поверхность слоем эбонита, тефлона, других эластомеров, стекла или керамики, толщиной несколько миллиметров, удается кардинально повысить ее стойкость к агрессивным, высоко абразивным средам. Такой своеобразный «бутерброд» из прочного чугуна и сравнительно непрочных, зато химически и износостойких материалов, по эксплуатационным параметрам оказывается идентичен, а по стоимости существенно дешевле корпусов из высоколегированных сталей.
Перспективы применения чугуна в промышленности вообще и в изготовлении трубопроводной арматуры, в частности, во многом связаны с повышением его эксплуатационной стойкости, которую можно добиться путем гуммирования, футерования, эмалирования внутренней поверхности корпусов чугунной арматуры. Усилению позиций чугунной арматуры также способствует использование модифицированных ковкого и высокопрочного шаровидного чугуна.
Виды износа запорной арматуры и пути его минимизации
Детали арматуры могут подвергаться различным видам изнашивания:
- Механическому
- Эрозионному
- Тепловому
- Химическому и др.
Механический износ арматуры – результат взаимного трения деталей, например, уплотнительных колец задвижек, шпинделя и ходовой гайки в их резьбовом соединении, валов в подшипниках скольжения и т. п. Степень изменения деталей зависит от числа циклов срабатывания арматуры, прочности и твердости металла, износостойкости трущихся поверхностей. Решающую роль в интенсивности механического износа могут играть окислительные процессы, происходящие в поверхностном слое металла (окислительное изнашивание), микрорезание абразивными частицами (абразивное изнашивание), схватывания металла и др.
Снизить механический износ деталей можно путем повышения твердости материала, из которого они изготовлены. Для этой цели применяются различные методы: поверхностная закалка токами высокой частоты, химико-термическая обработка (цементация), азотирование, диффузионное хромирование и др.
Для защиты от повреждений и коррозии резьбовые элементы запорной арматуры подвергают гальванизации или покрывают специальными антифрикционными материалами на основе твердых смазок.
Антифрикционные покрытия сегодня приобретают все большую популярность, так как, по сравнению с гальваническими, они более устойчивы к износу и продолжают действовать после многократных циклов монтажа-демонтажа арматуры.
В России антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) выпускаются под брендом MODENGY. Для резьбового крепежа запорной арматуры применяется линейка АТСП с добавлением политетрафторэтилена – MODENGY 1010, MODENGY 1011 и MODENGY 1014 (последнее покрытие содержит также дисульфид молибдена). Эти материалы позволяют защитить металл от коррозии и износа, стабилизировать коэффициент закручивания, избежать «закусывания» резьбы.
Покрытия успешно прошли испытания на химическую стойкость, поэтому могут эксплуатироваться в условиях агрессивных перекачиваемых сред.
Эрозионному изнашиванию подвергаются детали арматуры, осуществляющие дросселирование жидкости: плунжеры и седла регулирующих клапанов.
Различают щелевую и ударную эрозии, а также процесс кавитационого разрушения металла. При щелевой эрозии поверхности деталей размываются под действием струи влажного пара, проходящего с большой скоростью через щель между седлом и плунжером. При ударной эрозии материал разрушается из-за ударов капель воды о поверхность детали. При кавитационном режиме движения в потоке среды образуются пузырьки (пустоты). Схлопываясь, они создают местные гидравлические удары, которые разрушают металлические поверхности.
Снизить интенсивность эрозионного изнашивания можно, изменяя режимы работы арматуры и применяя эрозионно-стойкие материалы.
Тепловое изнашивание (старение) материала – результат изменения его структуры при нагревании. Старение наиболее характерно для резины – она теряет эластичность, становится хрупкой и ломкой. Сальниковая набивка под действием высокой температуры выгорает и твердеет.
Химическое изнашивание – не что иное как коррозия, которой подвергаются детали запорной арматуры под воздействием рабочих сред.
Коррозия может быть общей (по всей поверхности металла), щелевой, межкристаллитной, питтинговой (точечной). Наибольшую опасность представляет коррозионное растрескивание стали, возникающее при одновременном воздействии среды и механических напряжений.
Коррозионному растрескиванию сильнее всех подвержены стали и ее сплавы.
Снизить интенсивность химического износа можно, используя легированные стали, коррозионно-стойкие металлические и неметаллические покрытия. Некоторые из них – например, уже названные выше MODENGY – обладают очень высокими антикоррозионными свойствами и при этом просты в применении.
В отличие от пассивирования, электрохимической защиты и других процессов, требующих специализированного оборудования, работа с АСТП предполагает использование стандартных инструментов для окраски.
Общие требования безопасности
Общие требования безопасности трубопроводной арматуры изложены в ГОСТ Р 53672-2009. В части 6.3 этого документа сказано, что требования, предъявляемые к запорной арматуре, конкретизированы в зависимости от типа арматуры. Стандарты на клапаны изложены в ГОСТ 5761; дисковые затворы — ГОСТ Р 53673; задвижки — ГОСТ 5762, а краны должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 21345.
Нормы и классы герметичности (А – В(В1) – С(С1)) указаны в ГОСТ 9544, а зависят от типа и давления рабочей среды.
ГОСТ Р 53672-2009 содержит требования к материалам, из которых изготавливается арматура; к её маркировке и эксплуатационной документации; а также требования безопасности при изготовлении, включении эксплуатации и ремонте трубопроводной арматуры.
Для электрокабеля
Диаметр труб | Толщина стенки | Цена 1-го п.м. с НДС |
ТУ 6-49-53883187-01-05 SDR 17.6 | ||
16 с | 2 | 9,43 |
20 с | 2 | 12,10 |
25 с | 2 | 15,48 |
32 с | 2 | 20,26 |
40 с | 2,3 | 27,71 |
50 с | 2,9 | 42,99 |
63 с | 3,6 | 63,88 |
110 с | 6,3 | 149,75 |
160 с | 9,1 | 315,88 |
225 с | 12,8 | 619,44 |
315 с | 17,9 | 1890,00 |
400 с | 22,7 | 3138,75 |
Для электрокабеля
Предохранительные клапаны.
Целостность корпуса предохранительных клапанов может быть нарушена вследствие коррозии, усталостных явлений, повышения допустимого давления.
Из-за повреждения уплотнительных поверхностей или посторонних предметов на них, нарушения соосности деталей клапана и других причин возможен пропуск перекачиваемой жидкости через затвор клапана при давлении, меньшем, чем расчетное.
Вследствие чрезмерно большого расхода сбрасываемой жидкости, а также отложений на поверхности подводящего трубопровода или патрубка может иметь место пульсация — быстрое и частое закрытие и открытие предохранительного клапана.
Наконец, предохранительный клапан может просто не срабатывать при заданном установочном давлении вследствие неправильно отрегулированной или слишком жесткой пружины, а также повышенного трения в направляющих золотника.
Поэтому в объем технического обслуживания предохранительных клапанов входят:
- внешний осмотр с целью определения целостности корпуса;
- проверка срабатывания клапана при заданном давлении;
- контроль герметичности и пульсаций.
Техническое обслуживание предохранительных клапанов выполняется обслуживающим персоналом 2 раза в смену.
Правила монтажа запорной арматуры по видам
Для каждого из видов продукции класса существуют свои ограничения и рекомендации. Они указываются в инструкции по установке запорной и регулирующей арматуры, предоставленной производителем. Рассмотрим важные моменты при работе с самыми популярными вариантами арматурных изделий.
Задвижки
При фиксации задвижек важно обеспечить безопасность самих конструкций и их правильное положение. Переносят устройства только на стропах (обвязка корпуса). Переносить задвижку за шток/штурвал нельзя, это может привести к ее повреждению и полному выходу из строя. На время приварки нужно установить шток стальной задвижки в верхнее положение. Для некоторых представителей класса очень важно учитывать соответствие стрелок на корпусе и направления потока рабочей среды.
Дисковые затворы
Правила установки запорной арматуры этого типа:
- аккуратная затяжка соединений (большой риск при перетяжке резьбового крепежа повредить прокладку);
- при сварке – установить запирающий элемент в промежуточное положение между «открыто» и «закрыто»;
- диаметр монтажного фланца подбирается, равным диаметру трубопровода.
Шаровой кран
При работе с шаровым краном нельзя использовать щипцы, тиски и прочий зажимный инструмент. Повредить такие устройства очень легко. Устанавливается кран так, чтобы на него не приходилось давление подключенных приборов или самого трубопровода. Усилие при закреплении – до 30 Н.
Обратный клапан
Установка запорной арматуры для контроля тока жидкости всегда производится со строгим соблюдением направлений (меток на корпусе). В случае с обратным клапаном обязательным является соблюдение монтажных отступов и учет режима пульсации.
Правила хранения запорной арматуры
-
Все запорные элементы, имеющие резиновые уплотнители, должны храниться на складах в полуоткрытом положении. Если предполагается длительное хранение, то металлические части должны быть обработаны для защиты от возможного образования коррозии. Резиновые уплотнители также желательно смазать силиконовой смазкой для предотвращения их растрескивания.
- В процессе хранения необходимо обеспечить защиту приборов от излишней влаги, песка, солнечных лучей, очень низкой температуры.
- Арматура должна храниться в упаковке или соответствующей таре.
- Недопустимо хранение запорных устройств на полу без упаковки.
- Шаровые краны хранят в открытом положении.
- При наличии в приборах металлических прокладок следует обеспечить их хранение в закрытом положении для предотвращения попадания внутрь корпусов посторонних частиц.
Выбор задвижки для трубопровода
Что бы выбрать правильную задвижку, надо сразу понимать ее технические характеристики и марку, от этого зависит ее цена. В компании Армашоп Вам помогут подобрать запорную арматуру на водопровод по вашему проекту, бюджету и характеристикам.
Поделиться
Твитнуть
Telegram
Параллельные (шиберные)
В шиберных задвижках устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.
Рис.10 Шиберные параллельные задвижки
Типы запорно-регулирующей арматуры
Регулирующее оборудование для трубопроводов различается назначением и спецификой эксплуатации. Выделяют шесть групп устройств.
- Промышленные. Решения для производственных предприятий. Оборудование обладает значительной прочностью, выпускается большими партиями.
- Для особо опасных районов. Усиленные устройства, оснащенные подогревом, ударостойкими корпусами, особыми уплотнителями. Продукция работает на химических и взрывоопасных предприятиях, используется в условиях Крайнего Севера и горных районах.
- Профильные. Узконаправленное оборудование, востребованное в малых количествах. Изделия задействуются на атомных электростанциях, в лабораторных и экспериментальных цехах. К качеству этой продукции предъявляются особые требования.
- Заказные. Нетиповые товары, которые изготавливаются в ограниченном количестве. Арматура производится по индивидуальным чертежам и уникальным технологическим картам. Заказные изделия различаются конструкцией, эргономикой, функционалом.
- Садовые. Продукция для хозяйственных нужд. С ее помощью подключаются поливочные линии, разбрызгиватели, накопительные емкости. Изделия имеют малые габариты, работают в сетях с небольшим давлением.
- Сантехнические. Арматура, применяемая в коммунальных магистралях. Она востребована при подключении многоквартирных домов, инфраструктурных объектов, муниципальных зданий.
При реализации проекта может использоваться арматура различных типов. Оборудование подбирается посредством расчетов.
Арматура для трубопроводов делится на несколько классов.
- Запорная. Устройства, открывающие и блокирующие канал. Наиболее простой тип изделий.
- Регулирующая. Оборудование, корректирующее интенсивность потока путем частичного перекрытия линии. Точность регулировки зависит от модели.
- Распределительно-смесительная. Решения, распределяющие и комбинирующие потоки. Они востребованы при работе с реагентами, задействуются на производстве.
- Предохранительная. Установки, предотвращающие перепады давления, прорыв магистрали, обратный ток жидкости. Продукция требует минимальной калибровки, имеет широкую область применения.
- Защитная. Арматура, нивелирующая последствия аварий. Ее наличие исключает повреждение насосов, фильтров, учетных модулей.
- Фазоразделительная. Решения, которые разграничивают рабочую среду на несколько фаз, например жидкую и газообразную.
Грамотная комбинация арматуры позволит реализовать сложные технологические решения, обеспечит бесперебойное функционирование сети.
Видео
Справочная информация по обслуживанию запорной арматуры:
Последняя редакция: 20.02.2015Автор: Максим Викторович
Источники:
- stilnydom.com
- www.normacs.info
- www.junona-2.ru
- trubyinfo.ru