Типы шаровых кранов их характеристики и использование

Что нужно знать при их выборе – расшифровываем надписи, что обозначают знаки, цифры и буквы на корпусе водопроводной арматуры…

“Шаровой кран”

Если речь идёт о конструктивном типе трубопроводной арматуры, то правильный вариант написания – шарово́й кран. В этом абсолютно единодушны и специалисты Центрального конструкторского бюро арматуростроения, разработавшие ГОСТ 24856-2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», и филологи:

Толковый словарь Ожегова:
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. 
Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница.
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён.
(Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.)
шаровόй (
к шар)
Большой толковый словарь русского языка.
(Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.)
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. к Шар (1 зн.). 
Ш-ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш-ая мина. Ш-ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей конструкции шаровидные части. Ш-ая мельница. Ш. разрядник. Ш. клапан.

Насколько важна шаровая опора

Шаровая опора требует к себе особого внимания, это одна из многих причин которая раз и навсегда заставит человека, который считает что контролирует все, соблюдать скоростной режим и уделять своему автомобилю должное внимание.

На смену шкворневому устройству пришел один основной элемент подвески, который называется шаровая опора. Когда она изнашивается до критичной черты, то возникают серьезные проблемы в некоторых моделях автомобилей. Как определить неисправность шаровой опоры, читайте далее.

Шаровой опорой является узел, который соединяет ступицу на управляемом колесе и рычаг подвески. Ее задача заключается в обеспечении возможности поворота ступицы с исходным положением колеса по горизонтали при вертикальном перемещении.

Конструкция шаровой опоры очень проста. Она являет собой палец конусообразной формы с грибообразным или сферическим наконечником, который способен вращаться и, в то же время, раскачиваться на углы в корпусе опоры. Корпус запрессовывается к рычагу или крепится болтами. В данном случае шаровая опора, как правило, изменяется вместе с рычагом подвески.

В современных ново-введенных узлах в основном используется конструкция не разборная. В ней после установки пальца корпус имеет свойство завальцовываться. Пластиковые или другого рода вкладыши помещаются между корпусом и пальцем. Они работают наподобие подшипника скольжения и обеспечивают вращение с небольшим усилием. Для отечественных, старых моделей машин поставляются и другие шаровые опоры, которые называются разборными. Люфты в них устраняются с помощью подтяжки крышки.

Конструктивные особенности

Если разобрать старую, изношенную шаровую опору, то можно увидеть несколько элементов:

  • торчащий из корпуса стержень с резьбой и поперечным отверстием на конце – палец. Он изготовлен из высокопрочной стали, шаг резьбы очень мелкий;
  • на палец одета защита из резины – пыльник, имеющая в нижней части металлическое кольцо для плотного прилегания к основанию. Она защищает шарнир от попадания сторонних предметов, воды, грязи, дорожной пыли;
  • палец соединен с шаром, это одна неразъемная запчасть;
  • вокруг шара расположены пластиковые вкладыши. Они фиксируют его положение, устраняют зазоры, обеспечивают необходимое перемещение, повороты;
  • шар, вставлен в корпус шаровой опоры. Для крепления к рычагу имеется три отверстия. Если модель обслуживаемая, то в нее снизу вкручивают масленку для добавления смазочного материала.
Внутреннее устройство автомобильной шаровой опоры (схематический рисунок)

Причины поломки шаровой опоры

В процессе эксплуатации эти опоры испытывают серьезнейшие нагрузки. В зависимости от места их установки и от конструкции подвески, опоры несут на себе большую часть всей массы автомобиля, а также выдерживают постоянные систематические удары при езде на неровной дороге.

Основной из причин в нарушении правильной работы шаровой опоры выступает износ соприкасающихся поверхностей, он приводит к увеличенному зазору в промежутке от корпуса до пальца. В результате чего, палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе.

Если износ чересчур сильный, то нагрузки на опору могут привести к тому, что палец вырвется из корпуса. Как следствие всего этого получается, что опора не в состоянии удержать колесо, и автомобиль рушится на асфальт.

Увеличение зазора возникает в связи со следующими факторами:

  • естественный износ в совокупности с устаревшими материалами,
  • увеличиваются динамические нагрузки во время езды на немаленькой скорости по неровным дорогам,
  • разрывается защитный чехол или пыльник, в результате этого, в зазор попадает вода и всякая грязь, а они в своё время усиливают коррозию, да еще и абразивный износ,
  • отсутствие в шарнире смазки (при необходимости ее наличия).

Приведем несколько главных признаков износа шаровых опор:

  • Когда проезжаете по неровной дороге с небольшой скоростью и слышится стук.
  • Если усилие на руль увеличено, и при его повороте слышится скрип спереди машины.
  • Из-за того, что передние колеса виляют, ваша машина движется по прямой траектории неустойчиво.
  • Шины на колесах изношены неравномерно.

Симптомы неисправности

Симптомы неисправности шаровой Описание симптомов и причины возникновения
Стук от колеса во время движения Посторонние звуки будут проявляться на любой скорости, отчетливо заметны при наезде на неровность, яму и тд. Носит как разовый так и повторяющийся характер.
Изменение развал-схождения Колесо у которого неисправна шаровая страдает сильнее всего. Возможен повышенный износ шины по краям.
Авто виляет по дороге В шаровой опоре появляется люфт, следовательно колесо шатается при езде.
Скрипы во время маневров Скрипы могут быть от рулевой, задних колес, следует прислушиваться именно к передним и во время маневров.
Изменение траектории торможения Машину будет сносить в ту сторону, с которой имеется неисправная шаровая.

Какое правило применяется

В русском языке есть пары прилагательных, которые в начальной форме имеют окончания «ой» – «ый». Но различие заключается не только в ударении и окончании, но и в их употреблении. Например, языковой барьер – языковый паштет, подвижной состав – подвижный человек, запасной план – запасный выход. Прилагательное, употребленное в нашем сочетании, также относится к группе таких слов. В значении «цвет краски» прилагательное пишется с флексией «ый». Слово обычно используется в морской терминологии. С окончанием «ой» пишем лексему со значением «в форме шара». В представленном сочетании прилагательное употреблено как раз в этом значении, поэтому пишем его с флексией «ой».

Как определить неисправность шаровой

Состояние опор, к сожалению, не всегда могут определить стенды, предназначенные для диагностики узлов подвески. Оценить их состояние можно обычными старыми методами — на ощупь и слух.

Способ №1 Когда происходит проверка на слух, необходимо раскачать машину и прислушаться, что именно в ней стучит.

Способ №2 Для того чтобы избежать ошибки в результате диагностики, при выжатой тормозной педали до самого упора (для исключения  люфта подшипников) колесо необходимо покачивать руками. Для этого надо взяться за него в самой верхней и наиболее нижней точках. Если люфт все же ощущается, то знайте, что в опоре присутствует зазор, и ее необходимо заменить.  А вот для определения величины износа лучше будет использовать наиболее точные приспособления, а также инструменты.

В классической модели автомобиля ВАЗ есть контрольное специальное отверстие, находящееся в конструкции нижней шаровой опоры. Для ее диагностики следует штангенциркулем или глубиномером через это контрольное отверстие под нагрузкой измерить расстояние между торцом шарового пальца и внешней поверхностью корпуса. У автомобилей ВАЗ показатель будет не больше 11,8 миллиметров (для оригинальных опор).

В верхней опоре люфт можно замерить специализированным устройством с индикатором. Люфт не должен быть выше 0,8 миллиметров.

В том случае, если у вас под рукой не имеются специализированные инструменты или приборы, вы можете положить свою ладонь на корпус шаровой опоры так, чтобы одновременно касаться корпуса и пальца. Попросите напарника раскачать колесо. Если люфт имеется, то, как правило, он чувствуется.

См. также[править | править код]

  • Конусный кран
  • Дисковый затвор
  • Задвижка
  • Запорный клапан
  • Регулирующий клапан

См. также

  • Конусный кран
  • Дисковый затвор
  • Задвижка
  • Запорный клапан
  • Регулирующий клапан

Какой ресурс у шаровой опоры

Служебный срок шаровой опоры в основном зависит от нескольких факторов, он может колебаться от 15 до 120 тысяч километров.

Резко сокращает «жизнь» шаровой опоры даже небольшая трещинка в пыльнике. Она может привести к проникновению воды, грязи и песка в шарнир. Для предотвращения поломки шаровой опоры необходимо наблюдать состояние защитного резинового чехла. Лучше всего это делать на эстакаде.

Чтобы шаровые опоры прослужили дольше, следует аккуратнее ездить по разбитым дорогам, а также своевременно заменять поврежденные пыльники.

Зачем менять шаровые опоры?

Зачем менять шаровые опоры? Шаровые шарниры разрушаются, если внутрь попадает грязь, песок и другие инородные предметы. Вывести из строя их может и недостаток смазки. Кроме того, ржавчина и общий износ также являются причинами повреждений.

Как правильно называется шаровая опора

Автор Andrey kosenkov задал вопрос в разделе Сервис, Обслуживание, Тюнинг

как правильно называется шаровая опора? и получил лучший ответ

Ответ от Алекс[гуру]
так и называется

No related posts.

No related posts.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...