Как сделать правильно садовые дорожки на даче из бетона своими руками – заливка бетонных дорожек на даче

Как сделать дорожки на даче из бетона: преимущества и недостатки. Способы декоративного оформления своими руками и пошаговая инструкция.

Как спланировать садовую дорожку

Бетонная садовая дорожка кажется простой конструкцией, но это довольно сложное сооружение, которое возводится на несколько десятков лет. Это не пергола, которую можно легко перенести на другое место. Представьте, какое огромное раздражение и недовольство будет вызывать эта конструкция, если недостаточно ее продумать, расположить в неудобном месте, да еще и неправильно залить.

thumb_585.jpg

Никитка Участник FORUMHOUSE

Как бы изменить нашу бетонную дорожку, ведущую от крыльца к бане! Сейчас она прямая и дурацкая, и босиком по ней ходить больно, а я хочу с мягким таким изгибом по фэн-шуй и приятную для ходьбы. Говорят, уже ничего не поделаешь, но эта дорожка меня просто убивает!

Чтобы избежать ошибок при планировании садовых дорожек, следует помнить, что:

  1. Садовые дорожки желательно вносить в проект участка на стадии его первоначальной разметки.
  2. Дорожка от калитки до входной двери дома должна проходить по самому короткому маршруту из всех возможных. Единственное исключение – если калитка расположена на вершине склона, а дом стоит в низине. В этом случае дорожка должна иметь форму ломаной линии.
  3. При планировке участка рассчитывается нужное количество дорожек. Если хозяйственные постройки стоят рядом, грамотно будет проложить путь к средней постройке и сделать от него два ответвления.

Если дорожек слишком много, они разделяют участок на небольшие фрагменты, и он выглядит меньше, чем есть. Длинные дорожки визуально увеличивают участок.

Ширина дорожки зависит от ее назначения

thumb_585.jpg

Артем Суминтехнолог

Ширина дорожки выбирается, исходя из эксплуатационных требований и чувства комфорта (пешеходная зона, зона для движения с садовым инвентарем, таким как тачка и пр.). Обычно ширину дорожки принимают равной 80-100 см.

Назначение дорожки Ширина (м)
Основные дорожки 0,8 – 1
Второстепенные дорожки 0,3 – 0,4
Дорожка у гаража Не менее ширины автомобиля

Современный рынок предлагает различные материалы для строительства садовых дорожек, бетон – наиболее востребованный из них. Он не так дорог, как многие другие материалы, и при этом прочен, долговечен, устойчив к влаге, морозу и механическим нагрузкам, а главное, дает возможность самостоятельно смонтировать дорожку любой конфигурации и декорировать ее по своему вкусу. Дорожка из этого материала может прослужить и вашим внукам, но при соблюдении ряда требований. 

thumb_585.jpg

Артем Сумин

  • высокое качество самого бетона/раствора;
  • соблюдение требований по его укладке и уходу;
  • правильная организация системы дренажа воды (сток воды с поверхности бетонного покрытия и исключение застойных зон).

Достоинства бетонных дорожек

Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.

Залитый бетон

Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.

Настаиваете на том, что вы человек?

Можете ввести домен kvartirnyj-remont.com в поиск Гугла или Яндекса и перейти на сайт.

Как залить бетоном тропинку

Какими бывают дорожки из бетона

Инструкция по изготовлению ленты-монолита— Проектирование

— Разметка
— Подготовка основания
— Заливка раствора

Преимущества, недостатки

Как и любые другие покрытия, бетонные дороги имеют множество плюсов:

  • прочность, надежность, долговечность – поверхность остается целой десятки лет;
  • поверхности легко придать практически любую конфигурацию;
  • доступная цена – цемент, песок, вода, из которых состоит покрытие, стоят совсем немного;
  • простота укладки – легко создать собственноручно, не имея специальных навыков;
  • высокая устойчивость к механическим повреждениям, износостойкость, даже при активной эксплуатации;
  • материал не теряет своих качеств, даже при воздействии жестких погодных условий – дождя, ветра, мороза, жары, снега;
  • возможность вписать тропинку даже в самый сложный рельеф, садовый дизайн.

Но существуют также минусы:

  • по причине сезонной подвижности грунта на дорожках часто появляются трещины;
  • бетонная поверхность – капитальное сооружение, место его расположения поменять сложно;
  • при неправильном исполнении дорожка испортит внешний вид участка.

Дорожки на даче

Почему именно бетон?

Стойкость к жаре и морозу, влаге и химическим повреждениям – основные достоинства бетона. Однако у этого материала есть еще один важный плюс: он стоит недорого и при этом очень долговечен (при условии соблюдения технологии). Кроме того, достаточно часто при строительных или ремонтных работах у владельцев частного дома или дачи остаются невостребованные мешки с цементом, ведь этот материал обычно покупается с запасом.

Для разных марок и технологий изготовления эксплуатационные характеристики различаются, однако в любом случае они существенно превосходят близкие по стоимости материалы, что хорошо заметно при сравнении двух таблиц ниже.

Свойства бетона

Механические свойства покрытий

Одна из базовых характеристик – истираемость – для бетона сравнима со средне-твердыми породами природного камня и клинкерного кирпича, что очень важно именно для поверхности, по которой много и активно ходят/ездят.

Следует понимать: если для пешеходных дорожек может оказаться достаточной отсыпка из гравия, настил из досок или поперечных спилов, трамбовка вторичным щебнем, то для игровых площадок, парковки для автомобиля, подъездных путей лучше сразу ориентироваться на бетон.

Еще одним аргументом в пользу бетонирования садовых дорожек будет относительно небольшая трудоемкость работ.

Как выбрать качественный материал

thumb_585.jpg

Артем Сумин

Рекомендуется использовать «пескобетон» или «песчано-цементную» смесь марки по прочности на сжатие не менее М200. Оптимальным решением будет марка 300, т.к. с повышением «марочности» раствора повышаются показатели  долговечности.

Качественный пескобетон имеет ряд объективных преимуществ перед самодельным раствором. В нем выдержано точное соотношение песка и цемента, и это избавляет потребителей от многих привычных «головных болей»: не придется мудрить над раствором и добавлять в него еще и еще цемента «для подстраховки», искать хороший песок, да еще его просеивать.

Пескобетон продается в мешках, на которых указан точный вес материала, что  позволит наилучшим образом рассчитать расход материала. Соблюдая рецептуру, указанную производителем, мы гарантированно получим качественный результат.

thumb_585.jpg

Артем Сумин

Полноценную проверку качества может выполнить только специализированная лаборатория

Ответственный производитель проводит контроль качества на всех этапах производства от сырья до финального набора прочности уже в готовой конструкции.

При этом наш эксперт рекомендует использовать визуальные и  тактильные методы оценки материала:

  • Целостность упаковки, отсутствие дефектов, надежная защита паллет пленкой от намокания.
  •  Перед покупкой мешок следует ощупать и проверить отсутствие уплотнений, особенно в угловых участках упаковки. Плотные каменные образования могут говорить о некачественном составе смеси.  В таких случаях смесь начинает терять свои качественные характеристики уже на полке магазина.
  • Оценка цвета сухой смеси. В смесях, содержащих большое количество песка, будет преобладать цвет самого песка.
  • Готовый раствор должен получиться однородным, без отслоения воды. Не должно происходить «оседания» раствора.
  • Качественный раствор должен  набрать начальную прочность в течении 12 часов. Это означает, что спустя 12 часов после заливки, по поверхности можно ходить.

Последовательность работ при устройстве садовой дорожи такова:

  1. Снимаем дерн и копаем траншею под основание;
  2. Устанавливаем опалубку;
  3. Делаем основание для дорожки (песчано-щебниевую подушку);
  4. Укладываем арматурную сетку;
  5. Бетонируем дорожку, не забывая про температурно-деформационные швы.

Рассмотрим каждый пункт подробно, с комментариями и уточнениями нашего эксперта.

Виды тропинок из бетона

Бетон можно считать разновидностью искусственного камня, его можно купить или изготовить самостоятельно. Покупают обычно бетонную уличную плитку. Она выпускается в самых разных расцветках и формах: имитация камня, брусчатки, всевозможные геометрические и абстрактные фигуры. Владельцу остается только уложить ее на место. Но есть и другие разновидности бетонных дорожек. Коротко охарактеризуем каждую.

Монолитная лента

Заливается цельными полосами, что дает сооружению высокую прочность. При правильном обустройстве способна выдержать вес не только людей, но и транспорта. Лента может быть любой формы, ее, если есть желание, изготавливают самостоятельно. Бетон долговечен и прост в уходе, его можно декорировать по своему вкусу. К недостаткам монолита относят сложность в обустройстве и проектировании. Если допущены ошибки, бетонная смесь в короткое время покроется трещинами и раскрошится. 

Отливка дорожек с помощью форм

Раствор заливается в уложенные на подготовленную основу формы-опалубки, в которых и отвердевает. Получается отделка, имитирующая камень, кирпичную кладку. Формы самых разных размеров и вида можно купить в строительных магазинах.

Иногда, если нужна несложная конфигурация, их делают самостоятельно. Изготовить садовые дорожки из бетона с помощью формы проще, чем монолит. Ведь работать приходится с небольшими фрагментами. Если форм-опалубок несколько, процесс заливки движется очень быстро. 

Штампованный бетон

Разновидность монолита. После заливки на мокрый раствор специальным штампом наносится рисунок. Это может быть имитация брусчатки, дикого камня, дерева, плитки. Штамп с усилием утапливается во влажный материал, после чего поверхность посыпается песком. После отвердения на бетонной основе остаются отпечатки, из которых складывается рисунок. Поверхность может быть окрашена и дополнительно покрыта защитными составами. Примеры можно увидеть на фото.

  • 8 частых и грубых ошибок в укладке дорожек на участке (знать и не повторять!)

Как выполнить разметку

Для выполнения разметки необходимо воспользоваться начертанным эскизом, на котором помечено место размещения дорожки и перенести его на реальный участок.

На местности расположение тропинки обозначается колышками, которые равномерно располагают друг от друга. Затем тонкой веревкой их связывают между собой.

Дорожка с разметкой

Как выполнить разметку

Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

Разметка дорожкиДля обозначения места пролегания дорожек используют колышки с натянутой между ними веревкой.

Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

Как рассчитать количество бетона

Для определения приблизительного количество материалов, то есть цемента и песка, нужно знать, какой на участке грунт. Когда земля глинистая, тяжелая, бетонный слой делается не более пяти-семи см. Если почва рыхлая – суглинистая, песчаная, а по дорожкам предполагается перемещение тяжестей, толщина покрытия составляет 9-12 см. На болотистую поверхность перед укладкой насыпают гравий-дренаж, слоем шесть см.

Примерный расчет небольшой части дорожки, размером метр на метр, толщиной 10 см, с подстилающим слоем толщиной 12 см выглядит так:

  • песок – ширину тропинки умножают на длину, толщину. Один кубический метр песка составляет примерно 2400 кг. Соответственно, при толщине 0,1 метра – 240 кг;
  • пропорции цементного раствора – рекомендуется на одну часть воды брать одну часть цемента, четыре части песка. Один метр кубический замешанного на песке бетона весит 2800 кг, для слоя 10 см, то есть 0,1 кубометра – 280 кг. Цемент в данном случае составляет одну пятую часть всего состава – 56 кг, остальные 224 кг приходится на воду и песок.

Бетонная дорожка

Для расчета количества цемента для тропинок толщиной 6 или 8 см, полученный вес умножается на 0,6 либо на 0,8.

Как сделать основание для бетонной дорожки

Итак, выбрав оптимальное место для дорожки и определившись с ее шириной, делаем разбивку. Для этого на всем протяжении будущей дорожки вбивают колья (расстояние между кольями на прямых участках 1,5 -2,5 м, на изгибах – 30-50 см) и натягиваем между ними шнур.

После этого роем траншею на месте будущей дорожки.

thumb_585.jpg

Артем Сумин

Обычно глубина траншеи для пешеходной дорожки составляет 25-30 см (штык лопаты) без учета толщины плодородного слоя (дерна). Для дорожек под автостоянки рекомендуется глубина 35-40 см.

Уровень грунтовых вод при устройстве бетонной дорожки можно не учитывать.

Если садовая дорожка устраивается на глинистом грунте, выемку делают еще глубже.

thumb_585.jpg

Артем Сумин

Глинистые грунты, особенно глины и суглинки имеют очень низкий коэффициент фильтрации, т.е. способность пропускать через себя воду, а склонность к морозному пучению (т.е увеличение объема грунта при замерзании и уменьшение – при оттаивании) у них высока. Поэтому при работе с такими грунтами при устройстве садовых дорожек выемку дополнительно заглубляют

Сняв дерн, переходим к установке опалубки.

Ее крепят к колышкам разметки так, чтобы они оставались снаружи. Над уровнем грунта опалубка должна возвышаться на 4-5 см.

thumb_585.jpg

Артем Сумин

Для легкости демонтажа опалубки использовать смазку, которая наносится тонким слоем на ее поверхность, соприкасающуюся с бетонной или растворной смесью. А если предусматривается дорожка с изгибами или какой-либо причудливой формы, то лучше всего выбирать пластиковые материалы.

Необязательно делать опалубку сразу на всю длину дорожки. Раствор необходимо заливать частями (это важная часть технологии – швы нужны для компенсации циклов сжатий и расширений бетона под воздействием температуры), поэтому и опалубку можно устанавливать поочередно на соответствующих частях дорожки. Если опалубка установлена на всю длину дорожки, то ее нужно разделить на небольшие участки.

thumb_585.jpg

Артем Сумин

При устройстве бетонных дорожек (из растворных или бетонных смесей) необходимо устраивать поперечные швы на расстоянии 1.5-2.0 метра друг от друга для предотвращения появления деформационных трещин.

Чем короче такие отрезки, тем прочнее будет дорожка, тем больше она защищена от трещин, которые могут образоваться от перепадов температур и механических нагрузок.

Следующий этап – устройство основания дорожки, песчано-щебневой подушки. Эту подушку мы делаем и для дренажа, и для равномерного распределения весовой нагрузки дорожки.

 Бетонный слой составляет:

  • для пешеходных дорожек – 8-10 см;
  • для автомобильных дорожек – 10-15 см.
thumb_585.jpg

Артем Сумин

Остальное – отсыпка утрамбованным щебнем/гравием и песком. Между слоями прокладывается геотекстиль, чтобы песок не смешивался с щебнем/гравием. Для разделения слоя песка и бетона/раствора можно использовать любой водонепроницаемый материал (полиэтиленовая пленка, например), он же будет служить слоем гидроизоляции.

Вариант устройства основания дорожки, изнутри – наружу: утрамбованный грунт, щебень, геотекстиль, песок.

Песок в этом пироге играет очень важную роль – он пропускает воду, значит, зимой этот слой не будет замерзать, расширяться и давить на бетон. Но со временем песок может через щебень уйти в грунт – чтобы избежать этого, мы и используем геотекстиль, агроволокно или аналогичный материал, пропускающий воду и не подверженный гниению. Слой гравия или щебня и слой песка трамбуется, слой песка хорошо разравнивается, так, чтобы толщина бетона была равномерной.

Перед бетонированием песчаную подушку основания укрывают полиэтиленовой пленкой (если предусмотрено армирование, арматуру кладут на пленку).

Чтобы набрать прочность, бетон должен не высохнуть, а именно затвердеть, а пленка помешает цементному молочку, которое участвует в процессе затвердевания, уйти в песок.

Лучшим армирующим слоем для бетонной дорожки считается сетка с ячейками 10х10 см, сваренная из прутьев диаметром 8 мм, или прутья, связанные в армирующий каркас. Но нередко для армирования используют: фиброволокно, сетку рабицу. Сетка должна быть поднята над уровнем пленки минимум на 15 мм, так как должна иметь защитный слой, который будет предотвращать коррозию металлических деталей армирующего каркаса. Сетка или прутья должны быть объединены в общий каркас, так чтобы он воспринимал нагрузку, как единое целое.

Итак, накрыв песчаную подушку пленкой и уложив арматуру, мы приступаем к приготовлению раствора.

Как обустроить подушку

Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

Песчаную насыпку рекомендуется тщательно утрамбовывать, для чего можно слегка увлажнить слой и прокатать его правилом или разровнять граблями — в песке не должно оставаться пустот.

В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

Заливка бетонной дорожки по правилам

Раствор укладывают равномерно с помощью шпателя, для максимального уплотнения постукивая по арматуре и опалубке. Затем разравнивают доской или специальной планкой. Через 3-4 часа вынимают маяки и укрывают пленкой. Чтобы бетон стал прочным, все реакции гидратации при его затвердевании должны пройти успешно.

Оптимальные условия: высокая влажность и температура 18-20 градусов. Если погода сухая и жаркая в первые сутки несколько раз поливают водой. Опалубку снимают через неделю.

Советы, рекомендации по уходу

После долгой зимы, длительного отсутствия хозяев на даче, бетонные тропы часто требует очистки, ремонта, реставрации. На поверхности, по краям образуются трещины, выемки, сколы, ямки, не всегда добавляющие покрытию декоративности, ведь со временем повреждения станут больше, сквозь них прорастет трава.

Специалисты советуют следующее:

  • подправить края полотна – очистить поверхность, обработать грунтовкой, выполнить по краям опалубку, замазать дефекты бетонной смесью;
  • выровнять всю плоскость полотна – загрунтовать поверхность, установить опалубку, залить полужидким раствором до образования ровной поверхности;
  • крупные выбоины перед заливкой армируют сеткой из металла;
  • если дорога выполнена из плитки, разбитые фрагменты заменяют целыми, под просевшие места наливают немного цемента, предварительно вынув детали;
  • когда вместо плитки в бетон вложены деревянные спилы, которые пришли в негодность, их проще всего заменить новыми, предварительно пропитав гидрофобными составами;
  • сорняки, даже самые мелкие, выросшие вблизи дорожки, требуется вовремя удалять – их корневая система постепенно разрушает поверхность;
  • важно следить за тем, чтобы тропинки не размывались водой, своевременно чистить их от снега;
  • окрашенные дорожки периодически поливают из шланга, чтобы не скапливалась пыль.

Дорожка на дачном участке

Все тропинки необходимо содержать в чистоте – так они прослужат долго, сохраняя красивый внешний вид.

Заключительные работы

После заливки смеси в траншеи должно пройти минимум 3 дня, после чего можно снимать опалубочную конструкцию и удалять колышки. Места контакта с опалубкой и кольями желательно обработать гидроизоляционным раствором от разрушения конструкции талыми водами.

С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

Акриловая выручалочка

Акриловые краски для бетона особенно популярны, потому что придают не только эстетический вид, но и формируют на поверхности защитную пленку от влаги и перепада температур. Наносят их валиком или распылителем в один-два слоя.

Силиконовая добавка уменьшит расход материала. Рынок фасадных красок по бетону богат предложениями: эпоксидные, полимерные, виниловые, одним словом, все, что душе угодно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...