Выжимной подшипник сцепления – механизм работы и замены детали

Почему выжимной подшипник выходит из строя? Основные признаки его поломки. Поэтапная замена выжимного подшипника. Как выбрать подшипник (производители)

Виды выжимных подшипников

По видам такие подшипники в устройстве сцепления классифицируются на:

Принцип работы выжимного подшипника

Суть работы сцепления проста. Выжимной подшипник должен соединять и разъединять диски сцепления при нажатии на педаль сцепления.как проверить выжимной подшипник

Порядок работы:

  1. Нажимаем педаль сцепления.
  2. Ведомый диск за счет гидравлического усилия подтягивается к маховику — это обеспечивает сцепление, то есть ведомый и ведущий диск работают в паре.
  3. Диафрагменная пружина создает давление на нажимной диск, в котором есть внутренние лепестки. На эти лепестки и воздействует выжимной подшипник.
  4. Подшипник перемещается и обеспечивает разъединение дисков.

выжимной подшипник сцепления

Виды, и конструктивные особенности

В конструкции сцепления авто применяется два вида выжимных подшипников:

  1. Механические.
  2. Гидравлические.

Основные элементы  выжимных подшипников  — это шариковые или роликовые подшипники закрытого типа. Они используются как на механическом, так и гидравлическом типе изделия.   В  их конструкцию входит также корпус.

В механических элементах этот корпус предназначен для взаимосвязи с вилкой привода сцепления. Такие узлы могут иметь самую разную конструкцию (корпус представлен в виде втулки, вставляемой во внутреннюю обойму, или же он устанавливается на внешнее кольцо), но у всех корпусов присутствуют специальные выступы, на которые воздействует вилка. В целом, в механических подшипниках корпусы только для этого и предназначены.

Схема сцепления автомобиля ВАЗ — 2107
1 — маховик; 2 — ведомый диск сцепления; 3 — корзина сцепления; 4 — выжимной подшипник с муфтой; 5 — бачок гидропривода сцепления; 6 — шланг; 7 — главный цилиндр гидропривода выключения сцепления; 8 — сервопружина педали сцепления; 9 — возвратная пружина педали сцепления; 10 — ограничительный винт хода педали сцепления; 11 — педаль сцепления; 12 — трубопровод гидропривода выключения сцепления; 13 — шаровая опора вилки; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 16 — шланг; 17 — рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 18 — штуцер прокачки сцепления

В гидравлических выжимных подшипниках конструкция корпуса сложнее, поскольку он выступает в роли гидроцилиндра. Суть работы у него такая – водитель, нажимая на педаль, создает давление жидкости в приводе сцепления. Эта жидкость поступает в корпус и выдавливает поршень гидроцилиндра с закрепленным на нем подшипником. Сам корпус в такой конструкции не перемещается вместе с упорным элементом, что дает возможность жестко фиксировать его болтами к корпусу сцепления.

Подшипник в конструкции узла используется для создания нажима с минимальным трением. При контакте с диафрагменной пружиной он вращаетсяс той же скорость, что и элементы сцепления, из-за чего трение между контактируемыми поверхностями отсутствует. Трение есть в самом подшипнике, но незначительное.

Привод выжимного подшипника бывает механический, гидравлический и комбинированный. В первом случае усилие от педали передается системой тяг или приводным тросом. Используется этот привод с механическими подшипниковыми узлами.

Гидравлический привод соответственно применяется на втором типе подшипников, поскольку жидкость у него является основным рабочим элементом (от ее давления срабатывает гидроцилиндр).
Особенность комбинированного привода заключается в том, что жидкость действует не на подшипник, а на вилку, а та в свою очередь перемещает механический подшипник.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Какие тормозные колодки лучше выбрать для своего автомобиля?
  • Разновидности ступичных подшипников, применение и конструктивные особенности
  • Что такое ШРУС в автомобиле, устройство, где находится

Видео: Сцепление автомобиля

Признаки и причины неисправности выжимного подшипника

Сцепление, вернее выжимной подшипник сцепления ломается из-за того, что он испытывает неравномерные нагрузки в то время, когда сцепление выжато и подшипник уходит назад вместе с ведомым диском. Из-за этого и не рекомендуется держать нажатой педаль сцепления. принцип работы выжимного подшипникаЕсли, при нажатии на педаль сцепления появляется стук, то это говорит об износе подшиника устройства сцепления. Как правило, при неподалдках с подшипником, можно еще некоторое время эксплуатировать.

А какой привод вентилятора на вашем авто? Посмотрите принцип работы вискомуфты вентилятора, чтобы узнать альтернативу.

Самоцентрирующиеся выжимные подшипники

Бурное развитие автомобилестроения в последние годы привело к появлению постоянно вращающихся выжимных подшипников.

Самоцентрирующийся выжимной подшипникСвязанное с допусками на изготовление незначительное смещение между двигателем и коробкой передач или между выжимным подшипником и ведущим диском сцепления всегда вело к повышенному износу кончиков лепестков диафрагменной пружины.
Самоцентрирующиеся выжимные подшипники (рис. 6 «Самоцентрирующийся выжимной подшипник» и рис. 7. «Самоцентрирующийся выжимной подшипник со смещаемой в радиальном направлении контактной поверхно­стью. Максимальное смещение составляет 2,5 мм«) способны компенсировать это смещение и минимизировать износ.

Самоцентрирующийся выжимной подшипник со смещаемой в радиальном направлении контактной поверхно­стью. Максимальное смещение составляет 2,5 ммОни могут смещаться в радиальном направлении на расстояние до 2,5 мм и самостоятельно  центрироваться с вращающейся диафрагменной   пружиной за счет подвижного расположения шарикоподшипника в корпусе выжимного подшипника.    Чтобы, к примеру, в случае попадания колеса в выбоину во время движения подшипник не пришлось каждый раз вправлять, он удерживается в этом положении с помощью фрикционного зажимного приспособления. Радиальное усилие, необходимо для смещения подшипника, составляет 40-80 Нм.

Как проверить выжимной подшипник сцепления

Работоспособность можно определить на слух во время нажатии на педаль сцепления, то есть когда он вращается. Звук изношенного подшипника может быть разным: гул, стук.

выжимной подшипник сцепления

Как выбрать выжимной подшипник

От его качества зависит, как долго вы проездите на машине, не сдавая ее для ремонта сцепления. На рынке довольно большой ассортимент деталей, поэтому ниже представлен выбор подшипников в зависимости от некоторых наиболее популярных марок авто в РФ:

  1. Отечественная Lada. На эти машины устанавливается деталь с приводом от троса. Это может показаться удивительным, но конкуренция здесь совсем небольшая: число участников не превышает и десятка. Чаще всего покупают продукцию АвтоВаза. На втором месте – Sachs из ФРГ, далее идет Valeo. Еще можно отметить Coram из Италии и TSN. Из производителей в РФ – ТЗА (Тольятти).
  2. Ford Focus (2-е поколение). На нем установлен подшипник гидравлического типа, связанный с рабочим сцеплением, поэтому все заменяется в сборе. Снятие и установка всей системы довольно проблематичны. На рынке – примерно 15 производителей. Из них стоит выделить Sachs, являющийся лидером, Ford OEM, INA. Также популярны Lucas, Valeo, FTE, Pilenga.
  3. VW Polo. Здесь тоже гидравлическое сцепление. Но подшипник более простой, по сравнению с Ford Focus. На российском рынке – примерно 14 поставщиков, среди которых лидирует малознакомая компания SKF. Далее идет JP Group (тоже малознакомая), потом Sachs. Еще можно отметить Luk, Dello, Automega, Vag, Febi и другие.

Особого внимания требуют роботизированные КПП. Если на обычном сцеплении и «механике» опытный автовладелец «накатает» все 150 тыс. км без проблем, то для роботизированной коробки ресурс составляет примерно половину, причем это не зависит от опытности водителя. Чтобы срок службы был максимальным, при очередном ТО (10-15 тыс. км) необходимо адаптировать робота к уровню износа диска сцепления.

Как заменить выжимной подшипник сцепления

Порядок замены выполняется в следующем порядке:

  1. Снять коробку переключения передач.
  2. Отсоединить концы пружинного фиксатора муфты.
  3. Снять подшипник с направляющей втулки.
  4. Отсоединить пружинный держатель.
  5. Снять старый подшипник и установить новый. Перед установкой необходимо хорошо смазать посадочное место подшипника и втулки.

Новый подшипник должен крутить без сильных усилий.

Ресурс выжимных подшипников составляет 150 000 км пробега, но это при аккуратной эксплуатации. При эксплуатации автомобиля новичками или не аккуратными водителями (которые резко бросают педаль сцепления, стартуют с рывками) ресурс кончается через 50000 км пробега.

Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы

Правильная работа с педалью сцепления позволит сохранить не только выжимной узел, но и продлит срок службы всему устройству.

  • Совет 1: Не практикуйте ненужных резких стартов машины с места. В этот момент возникают огромные динамические нагрузки, способствующие поломки подшипника.
  • Совет 2: Не нужно держать сцепление отключенным в пробках или на светофоре. Переведите машину в нейтрал и отпустите педаль.
  • Совет 3: Не «бросайте» сцепление. По этой причине изнашивается не только подшипники, но и диск. Лишнее усилие только увеличивает негативный эффект от крутящего момента.
  • Совет 4: Избегайте ситуаций с пробуксовкой машины. Для проворачивания колес требуется огромная сила, которая передается через весь механизм привода.
  • Совет 5: При замене подшипника опирайтесь на выбор проверенных производителей. Таблица с рекомендуемыми фирмами представлена ниже.

Какой выжимной подшипник выбрать. ТОП-5 фирм производителей

Рассмотрим список наиболее популярных фирм, занимающихся выпуском деталей узла сцепления.

Фирма Страна Официальный логотип фирмы Применяемость
LuK Германия

Подшипники LuK

Автомобили концерна VAG
Valeo Франция

Подшипники Valeo

Kia, Daewoo, ArvinMeritor, SsangYong и Hyundai
SACHS Германия

Подшипники SACHS

Mersedes, Audi, BMW, Opel, Porsche, Rover, Fiat, Jaguar, Ford, MAN, Peugeot, Toyota
INA Германия

Опорные подшипники INA

Mercedes-Benz, Peugeot, Audi/VW, а также Renault, Opel
LPR Италия

Подшипники LPR

Renault, Mazda, GM, а также PSA Group

LuK

Для отечественного автопрома присутствуют варианты от Valeo. Пользуются популярностью детали от завода Lada, которые можно найти в любом магазине запчастей.

Заключение

Среди всех компонентов автомобиля, выжимной подшипник кажется незаметным. Но даже такая небольшая деталь является неотъемлемой частью устройства сцепления. Без него невозможна работа механической коробки передач. Малейшие намеки на неисправность говорят о необходимости замены детали.

Надежность и правильная эксплуатация выжимного устройства – залог комфортной езды автомобилем.

Автор материала:

Статьи по вашему авто от эксперта:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...