Устройство двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103 (ВАЗ-2106 «Жигули» 1976-2006)

Статья «Устройство двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103» из раздела «Общая информация — Устройство автомобиля» инструкции по ремонту автомобилей ВАЗ-2106 «Жигули» 1976-2006 годов выпуска.

Какими двигателями оснащался ВАЗ 2103

Силовая установка ВАЗ 2103 представляет собой классическую модель, входящую в линейку моторов ОАО «АвтоВАЗ». Это модернизированный вариант агрегата FIAT-124, разработанный отечественными инженерами ещё во второй половине прошлого века. Изменения коснулись распредвала и межцилиндрового расстояния.

Тюнинг двигателя FIAT-124 был проведён качественно, ведь в дальнейшем его серийное производство не прекращалось десятки лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк мотора оставался прежним. Особенность вазовского двигателя 2103 в том, что его вал ГРМ приводится в действие цепью, а не ремнём.

1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики. Это наследник двигателей 1,2 л ВАЗ 2101 и 1,3 л ВАЗ 21011. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных моторов для автомобилей с передним приводом. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.

ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырёхглазой моделью «Жигулей». Может это и стало поводом для оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивающим 71 л. с. Его по праву назвали самым «живучим» двигателем своего времени — даже пробег в 250 тыс. км не оказывал на него губительного влияния, если водитель придерживался заводских правил эксплуатации и ухода. Обычный же ресурс этого мотора составлял 125 тысяч км пробега.

1,5-литровый силовой агрегат

1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики

Улучшенные показатели силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в особенностях конструкции. Мотор оснащён с другим блоком цилиндров — целые 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объём до 1,5 л и поставить коленвал с увеличенным поршневым ходом.

Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.

Ещё особенности.

  1. Периодической регулировке подлежат зазоры клапанов, так как ГРМ не оснащён гидрокомпенсаторами.
  2. Блок цилиндров чугунный, головка отлита из сплава алюминия.
  3. Распредвал стальной, имеет особенность — 1 необработанную шейку с шестью гранями.
  4. В паре с ним работает либо карбюратор с ВРОЗ (вакуумный регулятор зажигания), либо инжекторная система, но уже с соответствующим ГРМ — изменена конструкция ГБЦ.
  5. Насос подачи смазки расположен в картере двигателя.

Технические возможности двигателя таковы:

  • диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм;
  • ход поршня увеличили на 14 мм;
  • объём двигателя в кубических сантиметрах стал равен 1452 куб. см;
  • с каждым цилиндром работает два клапана;
  • двигатель питается бензином с октановым числом АИ-92 и выше;
  • масло используется в пределах 5W-30/15W-40, его расход составляет 700г/1000 км пробега.

Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.

Поршни

Элементы ДВС ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в разрезе они овального типа. Размер поршня сверху меньше, чем снизу. Это объясняет особенность измерения — оно проводится только в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и находится на расстоянии 52,4 мм от низа.

По внешнему диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются по 5, через каждые 0,01 мм. На 3 категории через 0,004 мм они делятся по диаметру отверстия под палец. Все данные о диаметрах поршня можно посмотреть на нижней части элемента — днище.

Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит тип поршня с диаметром 76 мм без выемки. А вот для моторов ВАЗ 2106 и 21011 этот показатель равен 79, поршень с выемкой.

Поршень с диаметром 76 мм без выемки

Поршень с диаметром 76 мм без выемки для силового агрегата ВАЗ 2103

Коленчатый вал

Коленвал ВАЗ 2103 изготовлен из суперпрочного материала, имеет девять шеек. Все шейки основательно закалены на глубину 2–3 мм. В коленвале имеется специальное гнездо для установки подшипника.

Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.

Коленвал ВАЗ 2103 аналогичен ВАЗ 2106, но отличается от узлов ДВС «копейки» и одиннадцатой модели размером кривошипа. Последний увеличен на 7 мм.

Размеры полуколец и шеек коленвала.

  1. Полукольца имеют толщину 2,31–2,36 и 2,437–2,487 мм.
  2. Шейки коренные: 50,545–0,02; 50,295–0,01; 49,795–0,002 мм.
  3. Шейки шатунные: 47,584–0,02; 47,334–0,02; 47,084–0,02; 46,834–0,02 мм.

Маховик

Деталь чугунная со стальным зубчатым венцом, входящим в соединение с шестернёй стартера. Напрессовка венца — горячим способом. Зубья основательно закалены токами высокой частоты.

Крепление маховика осуществляется посредством 6 самоконтрящихся болтов. Расположение фиксаторов имеет только два положения по меткам. Центрирование маховика с коленвалом проводится через передний подшипник ведущего вала КПП.

Таблица: основные технические характеристики.

Блок цилиндров

Блок цилиндров 18 отлит из специального чугуна. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм. Диаметры цилиндров каждого класса следующие, мм:

Класс Диаметр цилиндра двигателей 2101, 2103 Диаметр цилиндра двигателей 21011, 2106
А 76,000-76,010 79,000-79010
В 76,010-76,020 79,010-79,020
С 76,020-76,030 79,020-79,030
D 76,030-76,040 79,030-79,040
Е 76,040-76,050 79,040-79,050

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками 2. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы, и для различия на их наружной поверхности сделаны риски.

В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец 36, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Спереди устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а сзади – металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм. Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

В передней части блока цилиндров имеется полость для привода механизма газораспределения, закрытая крышкой 8. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 35 заднего сальника. В крышку 8 и держатель 35 установлены самоподжимные сальники. В левой части блока установлен валик 12 привода вспомогательных агрегатов. В отверстия под подшипники валика запрессованы сталеалюминиевые втулки 51.

Устройство двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103

На автомобилях устанавливаются двигатели одинаковой конструкции, но с различным объемом цилиндров. Они различаются, в основном, размерами блока цилиндров, поршней, коленчатого вала и деталей цепного привода.

Головка цилиндров

Головка цилиндров 19 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В головку запрессованы чугунные седла и направляющие втулки клапанов. В отверстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. Для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между втулкой и стержнем клапана применены металлорезиновые маслоотражательные колпачки.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитанная графитом.

Техобслуживание

Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2103 вместо штатного

Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.

Роторный двигатель

До определённого времени только спецподразделения милиции и КГБ имели на «вооружении» автомобили с такими моторами. Однако любители тюнинга в СССР, народные умельцы, находили и устанавливали роторно-поршневой двигатель (РПД) на свой ВАЗ 2103.

РПД легко ставится на любую вазовскую машину. Идёт он на «Москвич» и на «Волгу» в трёхсекционном варианте.

Роторно-поршневой двигатель

Роторно-поршневой двигатель легко ставится на любую вазовскую машину

Дизельный мотор

Дизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.

  1. Езда с дизельным Фольксваген Джетта Мк3 будет не ахти какая удобная, особенно после 70–80 км/ч.
  2. Немногим лучше вариант с дизельным агрегатом от Форд Сиерры. В этом случае придётся изменить конструкцию тоннеля, установить редуктор от БМВ и внести ещё кое-какие изменения.

Моторы от иномарок

Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.

  1. Наиболее популярным считается двигатель от Фиат Аргенты 2.0i. Около половины владельцев тюнингованных «троек» ставили именно эти моторы. Проблем с установкой практически нет, однако, двигатель староват, что вряд ли порадует владельца.
  2. Двигатели от БМВ М10, М20 или М40 тоже подходят. Приходится доработать стойки, переварить маховик и заменить оси.
  3. Моторы от Рено Логан и Митсубиси Галант хвалят умельцы, но в этих случаях приходится менять КПП.
  4. И, наверное, лучший вариант — силовая установка от Фольксваген 2.0i 2E. Правда, стоит такой двигатель недёшево.

Поршни

Поршни 15 изготовлены из алюминиевого сплава и покрыты слоем олова для улучшения прирабатываемо-сти. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте имеет коническую форму. Кроме того, в бобышки поршня залиты стальные терморегулирующие пластины. Все это выполнено для компенсации неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.

Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя для уменьшения стука поршня при переходе через ВМТ. Поэтому около отверстия под поршневой палец есть метка “П”, которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.

Поршни, как и цилиндры, по наружному диаметру сортируются на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,001 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня. Поршни по массе в одном и том же двигателе должны быть подобраны с максимально допустимым отклонением (2,5 г).

Шатуны

Шатуны 49 – стальные, кованые, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывают вместе с крышкой, поэтому при сборке номера на шатуне и крышке должны быть одинаковы.

Неисправности

Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИЧИНЫ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Двигатель невозможно запустить. 1.      Не поступает топливо в карбюратор.
2.      Сильное загрязнение топливного фильтра.
3.      Сломан бензонасос.
4.      При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора.
Промыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр.
Заменить топливный фильтр.
Прочистить или заменить бензонасос.
Проверить целостность электропроводки.
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают». 1.      Нарушена регулировка холостого хода.
2.      Сломан карбюратор.
3.      Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала.
Отрегулировать режим холостого хода.
Прочистить каналы и жиклеры карбюратора.
Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора.
Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма.
Повышенный расход моторного масла. 1.      Протечки масла сквозь уплотнители.
2.      Изношены поршневые кольца или цилиндры.
3.      Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов.
Проверить и при необходимости заменить прокладки и сальники.
Заменить кольца и/или поршни.
Расточить цилиндры.
Заменить маслоотражательные колпачки.

Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

Ремонт двигателя

Наиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.

Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.

  1. Комплект ключей и отвёрток.
  2. Оправка для центровки ведомого диска муфты.
  3. Специальное приспособление для снятия масляного фильтра.
    Съёмник

    Съёмник для снятия масляного фильтра

  4. Особый ключ для прокручивания храповика.
  5. Съёмник для демонтажа звёздочки коленвала.
  6. Маркер для пометки шатунов и вкладышей.

Как снять двигатель

Алгоритм действий.

  1. Скинуть клеммы с аккумулятора.
    Клеммы аккумулятора

    Клеммы аккумулятора важно скинуть перед снятием двигателя

  2. Вытащить крышку капота — однозначно, она будет мешать.
  3. Слить весь хладагент из системы.
  4. Избавиться от брызговика.
  5. Демонтировать стартер и радиатор.
    Стартер

    Стартер придётся демонтировать

  6. Отсоединить приёмный шланг выпускного коллектора.
  7. Разъединить КПП и нажимной диск вместе в сборе с ведомым.
  8. Вытащить воздушный фильтр карбюратора, отсоединить тяги заслонки.
  9. Снять все оставшиеся шланги.

Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.

Далее.

  1. Скинуть топливный шланг.
  2. Отсоединить проводку генератора.
  3. Отвернуть фиксаторы подушек опор.
  4. Обернуть ДВС стропами, отвести мотор в сторону и назад, убрать брусок.
  5. Поднять моторную установку и вывести за пределы капота.
    Снятие двигателя

    Снятие двигателя лучше проводить с напарником

Замена вкладышей

Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.

Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.

Вкладыши

Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер

Замена поршневых колец

Вся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:

  • снятию навесного оборудования и ГБЦ;
  • проверкой состояния поршневой группы;
  • установке новых колец.

При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.

Старые кольца

Старые кольца снять с поршня легче с помощью съёмника

Вставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.

Ремонт маслонасоса

Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.

Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.

Видео: про ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.

Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм обеспечивает наполнение цилиндров двигателя горючей смесью и выпуск отработавших газов в соответствии с принятым для двигателя порядком работы цилиндров и фазами газораспределения. К деталям механизма относятся: распределительный вал, клапаны и направляющие втулки, пружины с деталями крепления, рычаги привода клапанов.

Распределительный вал, управляющий открытием и закрытием клапанов, чугунный, литой. Трущиеся поверхности кулачков подвергнуты отбеливанию. Этот процесс заключается в электродуговом оплавлении поверхностей, в результате которого образуется слой так называемого “белого” чугуна, обладающего высокой твердостью. Вал вращается на пяти опорах в специальном корпусе 26 (см. рис. 3), а от осевых перемещений удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала.

Клапаны (впускной и выпускной) расположены в головке цилиндров наклонно в один ряд. Головка впускного клапана имеет больший диаметр для лучшего наполнения цилиндра, а рабочая фаска выпускного клапана, работающая при высоких температурах в агрессивной среде выпускных газов, имеет наплавку из жаростойкого сплава. Пружины 10 и 11 (рис. 4) прижимают клапан к седлу и не позволяют ему отрываться от рычага привода. Верхняя опорная тарелка 13 пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями 12, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.

Рычаги 15 передают усилие от кулачка распределительного вала к клапану. Рычаг одним концом опирается на сферическую головку регулировочного болта 17, а другим на торец клапана. Регулировочный болт ввернут во втулку 21 и стопорится контргайкой 18.

Тест

Олицетворение высокого статуса

«Тройка» выгодно выделяется среди всего классического семейства Жигулей

Внимание привлекают хромированные бамперы, решетка радиатора, а также молдинги, которые придают дизайну кузова лоска, лаконичности

Оптика головного освещения сделана раздельной. Это позволило существенно улучшить эффективность освещения при дальнем свете, а также наделяет переднюю часть кузова некоторой агрессией.

Ненавязчивая респектабельность

Салон покоряет эргономичной передней панелью − все органы управления находятся в непосредственной близости от водителя. Отделочные материалы отличаются высоким качеством, а сборка − аккуратностью.

Передняя панель состоит из тахометра с размеченной зоной максимальных оборотов двигателя, а также спидометра. Справа от них расположились индикаторы уровня топлива, охлаждающей жидкости, давления моторного масла. Под приборами можно найти включение света и стеклоочистителей лобового стекла.

Торпедо примечательно наличием на ней часов, вместительной пепельницы. Климатическая система регулируется двумя ползунками. Она неплохо отапливает внутреннее пространство в холодную погоду. Что касается штатного радиоприемника, то он отличается хорошим приемом сигнала, звучанием.

Передние кресла имеют некоторый намек на профиль и боковую поддержку, но все равно вальяжны и не обеспечивают телу должной фиксации. На заднем диване можно расположиться и втроем, впрочем, двоим здесь будет гораздо комфортней за счет откидного подлокотника.

С огоньком

Полутаролитровый двигатель наделяет «Тройку» веселым темпераментом − стоит отметить хорошую тягу на низких оборотах, а также резвый подхват на средних. Трансмиссия и сцепление работают слаженно, благодаря чему можно без труда трогаться с места, переключаться без рывков.

Более того, механическая коробка может похвастаться хорошей четкостью переключений, но длинные ходы рычага несколько разочаровывают.

Рулевое управление неплохо информирует пилота об угле поворота передних колес и позволяет активно маневрировать на скоростях до 80 километров в час. Свыше указанной скорости проявляется низкая чувствительность на руле, ощутимы рыскания по дороге.

Подвеска обеспечивает высокую плавность хода на любых неровностях − даже на крупных выбоинах вибрации, тряска отсутствуют. Впрочем, на длинных асфальтовых волнах раскачка навязчива.

Тормозная система заслуживает отдельного разговора. Педаль тормоза с длинным ходом дает возможность четко дозировать тормозное усилие, но при резком ее утапливании колеса блокируются слишком рано, что чревато потерей контроля над машиной.

Фото ВАЗ 2103:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...