Уроки Ардуино. Подключение аналоговых термодатчиков к Ардуино (LM35, TMP35, TMP36, TMP37). Рабочий проект термометра.

Что собой представляет датчик температуры двигателя, где находится и как выглядит? Признаки неисправностей элемента и его замена.

ЗАЗ Chance 2011, двигатель бензиновый 1.5 л., 90 л. с., передний привод, механическая коробка передач — тюнинг

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Все комментарии

Зачем нужна система охлаждения?

При сгорании топлива выделяется много тепла, и только 30-35% этого тепла идут на совершение работы. Примерно половина от оставшегося количества вылетает вместе с выхлопом, а для отвода остальной части нужна охлаждающая система, иначе мотор перегреется.

На абсолютном большинстве современных автомобилей установлена жидкостная система охлаждения. Принцип работы: специальная жидкость (антифриз) забирает тепло от горячих деталей и отдает его в окружающую среду. За счет этого обеспечивается постоянство теплового режима, необходимого для нормальной работы мотора, а также равномерный нагрев, если мотор был холодным.

Но чтобы антифриз правильно и эффективно выполнял свою задачу, нужен ряд специальных устройств. Для того, чтобы поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости (то есть ту, при которой работа двигателя оптимальна), нужно знать, сколько градусов в настоящий момент.

princip-raboty-i-neispravnosti-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-11.jpg

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Эту задачу выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости.

Основные типы датчиков

В целом, существует два методы получения данных:

1. Контактный. Контактные датчики температуры находятся в физическом контакте с объектом или веществом. Они могут быть использованы для измерения температуры твердых тел, жидкостей или газов.

2. Бесконтактный. Бесконтактные датчики температуры производят обнаружение температуры, перехватывая часть инфракрасной энергии, излучаемой объектом или веществом и чувствуя его интенсивность. Они могут быть использованы для измерения температуры только в твердых телах и жидкостях. Измерять температуру газов они не в состоянии из-за их бесцветности (прозрачности).

Как подключить прибор температуры ваз 2106

Как и остальные датчики и указатели на щитке приборов ВАЗ 2106, указатель температуры снимается очень просто и на выполнение этой операции у вас не уйдет более 10 минут времени. Из инструментов не понадобится ничего, ну в крайнем случае могут помочь пассатижи.

Для начала снимаем накладку щитка приборов, предварительно сдернув ее с фиксаторов, потянув на себя в сторону. Результат этого действия должен получиться примерно таким, как это показано на фотографии ниже:

lazy_placeholder.gif

Как уже видите, указатель температуры будет второй по счету с левого края щитка приборов. Нужно найти штекер с подключенными к нему проводами и отключить его:

lazy_placeholder.gif

Теперь усилием руки или при помощи пассатижей откручиваем «крутушку», которая фиксирует прижимную пластинку:

lazy_placeholder.gif

Затем можно вынимать пластину со шпильки указателя температуры:

lazy_placeholder.gif

И снаружи можно беспрепятственно вынимать прибор, как продемонстрировано на картинке ниже:

lazy_placeholder.gif

Порядок замены данного устройства очень простой, так как все делается строго в обратной последовательности. Цена нового датчика составляет около 300 рублей.

Автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 в щитке приборов имеют стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости.

Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в. с монтажным блоком 17.3722 и «низкой» панелью приборов

lazy_placeholder.gif

Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г.в. с монтажным блоком 2114 и «высокой» панелью приборов

lazy_placeholder.gif

Примечания и дополнения

— Система охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оборудована еще одним температурным датчиком — датчик включения вентилятора системы охлаждения (ТМ-108). Он установлен в бачке радиатора и по его сигналу включается вентилятор радиатора.

Как это работает

Если двигатель инжекторный, то значения температуры нужны контроллеру двигателя (ЭБУ, электронный блок управления), чтобы управлять вентилятором охлаждения и работой мотора. На датчик температуры ОЖ подается постоянное (опорное) напряжение (5 вольт), ток проходит через него, и напряжение падает. Чем больше сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости, тем выше напряжение на нем, тем меньше напряжение будет на выходе. Контроллер замеряет его и на основании заложенной в него программы рассчитывает температуру. К такому датчику подведено два провода: по одному ток идет из ЭБУ, по второму – обратно.

Если в Вашей машине цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, то свои показания он берет с блока управления. Обычно он показывает цифрами, условными обозначениями (количество «палочек»), или используются сигнальные лампочки.

Но иногда устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости, если индикатор температуры охлаждающей жидкости – стрелочный. Обычно к нему подходит один провод. Отклонение стрелки зависит от силы тока, протекающего через терморезистор, которая тоже зависит от его сопротивления. Холодно – большое сопротивление – малый ток – стрелка наклонена влево, и наоборот.

princip-raboty-i-neispravnosti-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-12.jpg

Стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости

На карбюраторных автомобилях, и редко на инжекторах, есть еще отдельный датчик включения вентилятора. Он ничего не измеряет, а только включает вентилятор системы охлаждения при определенной температуре.

Как узнать, что датчик неисправен?

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости следующие:

  1. Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, или не показывает реальную температуру охлаждающей жидкости.
  2. «Плавает» температура охлаждающей жидкости.
  3. Непрерывно работающий вентилятор системы охлаждения (если инжекторный двигатель).
  4. Горит сигнализатор «Check Engine» (Проверь двигатель) (если инжекторный двигатель).
  5. Машина перегревается, «кипит» (пар из-под капота, сильное бульканье в расширительном бачке), но вентилятор не включается.

Причиной указанных событий может быть не только выход его из строя, но и другие неисправности (проводки, соединений и другого). Поэтому на инжекторе сначала нужно провести диагностику. Если диагностику сделать невозможно, или у Вас карбюраторный мотор, то сразу переходите к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости различается на разных моторах. Наиболее распространенные места установки следующие:

  • Двигатель (блок цилиндров, или головка блока);
  • Патрубок системы охлаждения, отходящий от двигателя;
  • Термостат;
  • Радиатор.

Для поиска его на Вашем авто пользуйтесь специальной литературой, ищите на форумах по Вашей модели, тематических сайтах.

Инструкция по снятию, замене и подключению ДТОЖ

Неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости: проверка, ремонт, замена и подключение

Демонтаж контроллера ТОЖ

Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками? Перед тем, как заменить контроллер, нужно точно знать, где он расположен в вашем авто, для уточнения можно воспользоваться сервисной книжкой.

Процесс замены выглядит так:

  1. Откройте капот автомобиля и открутите крышку заливного отверстия бачка с антифризом.
  2. Затем под сливное отверстие хладагента нужно подставить емкость, а крышку отверстия нужно выкрутить.
  3. Отсоедините провод, который питает контроллер.
  4. Сам контроллер, в зависимости от конструктивных особенностей авто, может быть зафиксирован при помощи защелки, хомута, или закручен резьбой. Произведите демонтаж устройства.
  5. Далее, производится установка датчика температуры охлаждающей жидкости. Замененный девайс перед монтажом можно обработать герметиком, в частности, речь идет о соприкасающихся поверхностях.
  6. Залейте обратно антифриз.

Цена вопроса

Стоимость устройства определяется моделью авто, в котором оно будет использоваться, а также производителем. Регуляторы JP GROUP стоят около 200 рублей, от производителя BERU — в районе 350 рублей, от производителя Hella — примерно 700 рублей. Цены указаны средние, без учета модели авто.

Подключение датчика DS18B20 к микроконтроллеру

Типовая схема подключения датчиков DS18B20 к микроконтроллеру:


Как видно из схемы, датчик DS18B20 (или датчики) подключаются к микроконтроллеру, если они имеют общее питание, тремя проводниками: — вывод №1 — общий провод (масса, земля) — вывод №2 — он же DQ, по которому происходит общение между МК и DS18B20, подключается к любому выводу любого порта МК. Вывод DQ обязательно должен быть «подтянут» через резистор к плюсу питания — вывод №3 — питание датчика — +5 вольт Если в устройстве используется несколько датчиков температуры, то их можно подключить к разным выводам порта МК, но тогда увеличится объем программы. Датчики лучше подключать как показано на схеме — параллельно, к одному выводу порта МК. Напомню о величине подтягивающего резистора: «Сопротивление резистора надо выбирать из компромисса между сопротивлением используемого кабеля и внешними помехами. Сопротивление резистора может быть от 5,1 до 1 кОм. Для кабелей с высоким сопротивлением жил надо использовать более высокое сопротивление. А там где присутствуют промышленные помехи – выбирать более низкое сопротивление и использовать кабель с более большим сечением провода. Для телефонной лапши (4 жилы) для 100 метров необходим резистор 3,3 кОм. Если вы применяете «витую пару» даже 2 категории длина может быть увеличена да 300 метров»

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

princip-raboty-i-neispravnosti-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-14.jpg

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Так как принцип работы – изменение сопротивления, то самым доступным способом проверки будет измерение этого параметра. Для этого Вам потребуется любой тестер, мультиметр, даже самый простой китайский, главное, чтобы можно было мерить МегаОмы, сопротивление.

Проверку можно осуществить, не снимая датчик с автомобиля. Но для этого надо знать, сколько градусов внутри системы охлаждения. Проще всего дождаться, пока температура антифриза станет равна уличной. Часов через 6-8 после остановки двигателя, если он прогревался. Если на улице холодно и мотор большой – то, возможно, и побольше.

Когда будете уверены, что в ОЖ столько же градусов, как и в окружающей среде, надо:

  1. Отсоединить клемму от «минуса» аккумуляторной батареи, как и перед любым ремонтом, связанным с электрикой.
  2. Найти датчик. Иногда для этого потребуется демонтировать какие-либо детали.
  3. Отсоединить проводку.
  4. Выставить на мультиметре предел измерения сопротивления 10000 Ом (если температура меньше 0, то еще больший предел).
  5. Приложить щупы мультиметра к выводам датчика (если один вывод – то к нему и к корпусу).
  6. Сравнить показанное значение на экране (шкале) прибора с данными нижеприведенной таблицы.

princip-raboty-i-neispravnosti-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkosti-15.jpg

Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры

Если измеренное сопротивление сильно отличается от табличного – скорее всего, деталь неисправна. Для более точной проверки потребуется ее снять.

Возможно, на Вашей модели установлен датчик с другими характеристиками. Уточняйте информацию.

Видео «Секреты диагностики»

Наглядная инструкция и секреты диагностики приведены на видео ниже (автор — Дмитрий Мазницын).

Сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости 19.3828 и его аналогов

Таблица сопротивлений датчиков температуры двигателей 405, 406, 409
Температура, Со Сопротивление датчика, кОм
100 34
90 33,4
80 32,8
70 32,2
60 31,6
50 31
45 30.8
40 30.6
35 30.3
25 29.9
20 29.6
15 29,5
13 29.4

Если данные разнятся существенно, то ДТОЖ вышел из строя и его необходимо заменить.
Эксперимент по проверке солпротивления датчика температуры охлаждающей жидкости можно посмотреть: Здесь

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя 405, 406, 409

В этом разделе очень подробно описана последовательность замены ДТОЖ. Каждая операция проиллюстрированная фотографией.

  1. Ослабив гайку ключом на 13 снимаем клемму минус с аккумуляторной батареи
    %D0%A1%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%20%D1%81%20%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8.JPG
  2. Демонтируем клеммную колодку с измерителя температуры. На движке ЗМЗ 409 для этого необходимо нажать на стопорную пружину и снять клеммную колодку.
    %D0%A1%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.JPG
  3. Прежде чем выкручивать старый датчик температуры охлаждающей жидкости необходимо приготовить замену. Расположить его по близости, чтобы можно было взять его быстро без поисков.
    Новый датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя 19.3828
  4. Ключом на 19 выкручиваем старый датчик:
    %D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.JPG
  5. Производится замена датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя на новый.
  6. Для этого после удаления старого прибора из гнезда, сразу вставляем туда новый, заранее приготовленный. Закручиваем его ключом на 19 до упора.
    %D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.JPG
  7. Одеваем клеммную колодку на устройство:
    %D0%9E%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.JPG
  8. Подключаем клемму минус электрической сети к аккумуляторной батареи:
    %D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%20%D0%BA%20%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8.JPG

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена Елена АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Марина Марина АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена Елена АКПП: Kia Spectra МКПП: Daewoo NexiaОбучает в Красногорске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Наталья Наталья АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Олег Олег АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Яна Яна АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Юлия Юлия АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Татьяна Татьяна МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectraОбучает в Красногорске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Пётр Пётр МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах

ОТЗЫВЫ

Назначение

Такой датчик предназначен для контроля состояния двигателя авто посредством фиксации температурных изменений жидкости охлаждения. С этой целью его размещают в антифризе, где происходит непосредственное взаимодействие чувствительного элемента и слоя охлаждающей жидкости. Также заметьте, что в некоторых автомобилях размещают два сенсора по отношению ко входному и выходному патрубку системы охлаждения, за счет чего компьютер производит сравнение показаний.

Датчик передает данные измерений на блок управления для дальнейшей регулировки работы системы. Логический блок принимает решение о продолжении работы автомобиля в том же режиме или об уменьшении параметра, влияющего на фактора нагрева. Помимо электронных моделей, существуют и механические сенсоры, которые предназначены не для взаимодействия с логическим блоком, а для вывода информации на термометр в салоне. В случае с механическими моделями водитель сам принимает решение об изменении режима вождения или полной остановке агрегата.

В зависимости от модели машины, датчик предназначается для выполнения таких функций:

Где находится?

Для производства каких-либо операций с датчиком температуры охлаждающей жидкости необходимо четко представлять себе место его установки. Следует отметить, что точка установки будет отличаться в зависимости от модели автомобиля. Поэтому для поиска лучше обратиться к инструкции производителя, где указана позиция соприкосновения с охлаждающей жидкостью.

mesto-ustanovki-datchika-temperatury-ohlazhdayuschey-zhidkost.jpgРис. 3. Место установки датчика температуры охлаждающей жидкости

Наиболее распространенным местом установки является:

Место установки предусматривает обеспечение контакта чувствительного элемента с охлаждающей жидкостью. Но, в случае утечки антифриза из системы, контакт может нарушиться и контроль температуры прекратиться. В результате этого вы получите некорректные показания, что может повлечь сбой в работе системы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...