Протектор легковых шин, виды рисунка и их классификация

Какие предусмотрены требования ПДД к глубине протектора шин? Какая должна быть глубина рисунка протектора новых и б/у шин? Важные моменты как избежать штрафов? Читайте в нашей статье

Причины истирания шины

Толщина рабочей части шины постепенно изнашивается. У одних водителей она служит дольше, ведь скорость истирания зависит от ряда факторов:

  • манера езды;
  • техническое состояние машины (развал, схождение);
  • пройденное расстояние;
  • погодные условия;
  • производитель шин;
  • состояние дороги.

Регулярное измерение параметров дает возможность точно контролировать глубину остаточного протектора. На основании этой информации принимается своевременное решение о необходимости замены резины.

Остаточная глубина протектора

Протектор шины — это наружная часть покрышки, которая обеспечивает сцепление с дорогой при любых погодных условиях. Неизбежный износ приводит к уменьшению рабочей высоты ската. Периодический контроль остаточной глубины протектора снизит риск потери управляемости авто и убережет автовладельца от штрафов ГИБДД.

Классификация протектор шин:

– по форме дорожки шины делятся на направленные, ненаправленные и ассиметричные;
– по приспособленности к дорожному покрытию – дорожные, универсальные, повышенной проходимости;
– по времени года – летние, зимние, всесезонные.

Что говорят ПДД

ПДД о глубине протектораПДД о глубине протектора

ПДД о глубине протектора

В целях обеспечения безопасности движения, на законодательном уровне была принята минимально допустимая глубина протектора, с которой можно передвигаться по дорогам РФ. Для грузовых и легковых автомобилей эта величина отличается.

Норма глубины протектора определяется 5 главой ПДД.

Зимние шины должны иметь высоту рисунка не менее 4 мм, если подразумевается передвижение по заснеженной или обледенелой дороге.

Летние шины легковых авто (М1), а также категории О1, О2, N1 – допускается эксплуатировать, если глубина не ниже 1,6 мм.

Любой сотрудник ГИБДД вправе лично определить остаточную высоту протектора шины (прописано в ПДД). Для этого используется специальный прибор. Если параметры не удовлетворяют нормативные требования – на водителя накладывается штраф.

Всесезонные шины

Всесезонные шиныВсесезонные шины

Всесезонные шины

Такую всесезонную резину рациональней всего устанавливать на автомобили, которые передвигаются по умеренному климату. Оптимальная температура их использования от +10 до -10 градусов Цельсия. Независимо от глубины остаточного рисунка на всесезонке нельзя передвигаться по обледенелому асфальту или в снегопад.

Подобная разновидность шин не запрещена ПДД, ее можно использовать при условии, что на боковой поверхности присутствуют специальные символы:

  • M&S;
  • M+S.
Нордические шины со снежинкой(зимние)Нордические шины со снежинкой(зимние)

Нордические шины со снежинкой(зимние)

Средний срок службы протектора всепогодной шины не превышает 4 лет. При высокой температуре (летом) наблюдается повышенный износ резины. Как только глубина рисунка начала приближаться к 2 мм, необходимо сразу купить новые шины.

Неравномерная изношенность шин: как определить, причины, чем опасно

Если в разных частях протектора измерения показывают разные результаты, важно определить, как именно изнашиваются ваши шины, чтобы понять, где и в чем состоит ошибка эксплуатации.

Если протектор больше стерт по боковым частям, а центр стерт меньше, это означает, что давление в шинах недостаточное, и пятно контакта с дорогой неправильное. Это приводит не только к плохой устойчивости машины, но и к повышенному потреблению топлива.

Если протектор стерт посередине, а боковые части в порядке – это означает, что ваши шины перекачены. Иногда так делают намеренно с целью экономии топлива, однако шины в таком случае всё равно придётся менять досрочно.

Также существует вероятность повышенного износа внутренней или внешней стороны протектора – это сигнализирует о неправильном развале колес. Наглядная таблица с вариантами износа и его причинам:

4f0df4318dd8ce974f538f2cf51f0c8f.png

Летние шины

Летние покрышкиЛетние покрышки

Летние покрышки

Независимо от производителя, средняя глубина протектора летней резины находится в пределах 7-8 мм. Умеренный стиль вождения и средние показатели пробега позволяют не менять ее 3-5 лет. На этот параметр обязательно влияет мягкость наружного слоя шины.

Законом не разрешается передвигаться на машине, в которой глубина рисунка шины ниже 1,6 мм. Опытные автомобилисты отмечают, что при достижении толщины в 3 мм легковушка начинает плохо управляться. Это повышает вероятность заноса на поворотах, ухудшается общая безопасность. Не рекомендуется ездить до достижения минимальной глубины протектора – замена производится заблаговременно.

Особенность рисунка на летнем протекторе шин

Какая глубина протектора должна быть у новых летних шин, мы разобрались. Помимо этого, имеет значение и нанесенный рисунок. Здесь также есть свои особенности.

В отличие от зимних изделий, летние варианты не имеют большого количества мелких порезов. Они нужны для устойчивости на скользкой поверхности. В теплое время года на сухом дорожном полотне это ни к чему.

Для летнего рисунка важны другие особенности: глубина, ширина, а также направление канавок. Все это должно отводить воду от пятна контакта.

Различают 3 вида рисунков на летней резине:

  • направленные;
  • симметричные;
  • асимметричные.

Резина летняя с направленным рисунком — самая эффективная

Наиболее эффективными считаются модели с направленным рисунком. Но специалисты не советуют ставить такие покрышки на машины без ABS. Длина пути во время торможения значительно увеличивается.

Традиционный симметричный рисунок также имеет хорошие показатели по сцеплению с влажной поверхностью. Чаще всего их используют на бюджетных авто или ставят на новые машины. Оптимально устанавливать классический рисунок на автомобили, которые эксплуатируются в городских условиях либо на нерегулярной основе.

Асимметричные шины для любителей агрессивного вождения

Асимметричные протекторы необходимы для тех, кто часто ездит по бездорожью, а также предпочитает агрессивный стиль вождения. Это надежные изделия, но у них есть свой минус – шины нельзя переустанавливать с правой стороны на левую, а угадать, какая именно запаска понадобится, невозможно.

Толщина

Такой показатель, как толщина протектора летней шины, ПДД или «Перечнем неисправностей…» никак не регламентируется. Но на резине, используемой в теплое время года, обычно узкие канавки и широкие выпуклости с прорезями. Последние и обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Толщина собственно протектора зависит от вида шин. Она может отличаться из-за типа рисунка. Но стандартов здесь нет, точнее, они существуют для производителей деталей. Водителю за толщиной следить не приходится, поскольку она не уменьшается при эксплуатации.

См. также[править | править код]

  • Автомобильная шина
  • Зимние шины

Другие ограничения

Срок годности шин

Согласно отечественным стандартам, срок использования шин составляет 5 лет со дня их изготовления, эти нормы регламентированы ГОСТ 4754–97 и 5513–97. Большинство автолюбителей знают, сколько лет их шинам. Первые пришли вместе с машиной, а потом о замене обычно не забывают- покупка довольно серьезная.

А еще на шине обычно есть дата изготовления. У разных производителей она маркируется по-разному. Как та или иная фирма маркирует шину, можно посмотреть на сайте производителя.

В России за использование старых шин ответственность не предусмотрена, но если при расследовании обстоятельств аварии станет ясно, что виной разрушения шины стала ее «старость», то решение может быть принято не в пользу владельца автомобиля с такими шинами. Причем все равно, ездите ли вы или машина в основном стоит и лишь иногда выезжает. Дело в том, что на шины воздействует кислород и солнечные лучи, постепенно разрушающие резину и каркас шины. Конечно, не стоит нести старые, но совсем мало изношенные шины в утиль. Просто помните, что прежних показателей ни у летних, ни у зимних возрастных покрышек не будет.

Дефекты шин

Конечно, мало кто станет заменять шину после обычного прокола гвоздем, но если повреждения серьезнее, то путь шине один — в утиль. К замене шины обычно приводят значительные повреждения боковины, крупные пробоины протектора, искривление каркаса шины или нарушения целостности бортовых колец. Неравномерный износ протектора с отдельными проплешинами и невозможность отбалансировать шину на исправном колесном диске также заставят заменить ее.

Некоторые водители ошибочно принимают за индикаторы износа вот такие цветные полосы, нанесенные поверх протектора шины. На самом деле это своего рода штрих-код, внутреннее обозначение, которое показывает работнику склада, какого размера или модели данная шина. На складах шины хранятся в вертикальном положении, поэтому боковины не видны сотрудникам. А полосы однозначно идентифицируют шину, и это облегчает работу.

Некоторые водители ошибочно принимают за индикаторы износа вот такие цветные полосы, нанесенные поверх протектора шины. На самом деле это своего рода штрих-код, внутреннее обозначение, которое показывает работнику склада, какого размера или модели данная шина. На складах шины хранятся в вертикальном положении, поэтому боковины не видны сотрудникам. А полосы однозначно идентифицируют шину, и это облегчает работу.

Для чего нужны шипы

Для дополнительной устойчивости при езде на заснеженных и заледенелых дорогах можно использовать зимнюю шипованную резину. Удобно, если погода зимой переменчива, и гололед может возникнуть в любой момент, а дороги чистят нерегулярно. 

Полезно будет пару зим ездить на «шипах» и начинающим водителям.

Виды рисунков протектора у шин

К недостаткам шипования относят шумность и увеличение тормозного пути на чистом асфальте. На льду длина тормозного пути наоборот уменьшается.
 

Задумались о покупке новых шин на авто? Не стоит недооценивать важность правильного выбора рисунка протектора – от него зависит управляемость машиной как в сухую погоду, так и во время дождя или снега. Выбирайте новые покрышки в нашем каталоге!

Как оценить изношенность шин визуально: дополнительные параметры

  • Трещины по бокам шин могут свидетельствовать о частой езде по бездорожью, неправильном хранении, некачественной резине или длительном сроке эксплуатации, а также о неправильном давлении в шинах.

  • Выпуклости или «грыжи» по бокам шин появляются в результате удара боковой частью об твердые препятствия. Покрышки с такими повреждениями использовать не рекомендуется.

  • Вмятины на протекторе указывают на недостаточность амортизации и неотрегулированном сходе-развале. Обнаружив такие повреждения, необходимо отогнать автомобиль в сервис и убедиться в исправности подвески.

  • Отдельные пятна износа на протекторе свидетельствуют об агрессивном вождении/торможении, заносах с блокировкой колес, либо о длительной стоянке автомобиля в одном положении.   

Как измерить глубину протектора

Измеряем глубину протектора шинИзмеряем глубину протектора шин

Измеряем глубину протектора шин

Определить значения остаточной глубины протектора можно несколькими способами:

  1. Обычные измерительные приборы: штангенциркуль, линейка, глубиномер (ПДД допускают эти инструменты);
  2. Производители могут предусматривать индикаторные перемычки, если они начали истираться – то следует установить новые шины;
  3. На поверхности шины выбиваются специальные цифры. По мере износа они становятся менее заметны визуально. Это один из самых простых методов контроля, но не каждый производитель создает подобные индикаторы.

Восстановление протекторов нарезкой

Чтобы продлить время эксплуатации стертых протекторов, выполняют специальную процедуру нарезки. Это можно делать только в том случае, когда шины промаркированы специальной отметкой «Regroovable».

Протекторы нарезают особым устройством под названием «Регрувер». Его стоимость относительно высока. Если вам надо выполнить процедуру нарезки всего один раз, лучше не покупать прибор, а обратиться в шиномонтажную мастерскую, где он уже есть.

Как часто нужно менять резину

Износ протектора шин когда нужно менять резину 10.png

Замене подлежат автопокрышки с остаточным износом протекторного рисунка, резина с трещинами и порезами.

Важно помнить, что автошины подвержены не только абразивному износу, но и теряют свои рабочие характеристики под воздействием климатических условий, воздействия дорожной пыли, реагентов, высоких нагрузок. Результат таких воздействий – задубевшая покрышка, покрытая микротрещинами.

Поэтому менять шины нужно через каждые пять лет. Это срок эксплуатации покрышки, по истечении которого она теряет технические и рабочие характеристики, даже если высота остаточного протектора допускает машину к участию в дорожном движении.

Особенности грузовых покрышек

Грузовые шины имеют особенный протектор, который направлен на поддержание безопасности и надежности, поскольку он идеально подходит либо для зимы, либо для лета.

При этом любой даже самый качественный протектор грузовой шины подвергается допустимому износу разной степени. Стоит отметить, что механический износ зависит от износостойкости и качественности брендовой или бюджетной резины, а также, от срока эксплуатации шины.

При этом даже допустимый износ не повлияет на некоторые особенности покрышек грузового авто, поскольку они были закреплены в документации ГИБДД:

  • наличие или отсутствие шиповки,
  • глубокий рисунок на протекторе,
  • длинные ламели,
  • усиленные боковые стороны,
  • высота протектора.

Кстати, допустимый износ для грузовых покрышек составляет не более, чем один миллиметр, кроме того на шинах имеется бортик внутреннего типа, после которого эксплуатация запрещена ГИБДД.

Обо всех особенностях резины для грузового авто легко будет поговорить, после просмотра соответствующего видео.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...