Правильная посадка за рулем: зачем нужна и как ее добиться?

Поза водителя, которую он принимает за рулем, диктуется, прежде всего, соображениями безопасности. Как правильно расположиться в кресле, чтобы грамотно контролировать автомобиль и не уставать? Рекомендации профессионалов, типичные ошибки.

На что влияет правильная посадка за рулем?

Игнорируя правила безопасности, водители подвергают большому риску не только свою жизнь, но жизнь пассажиров и других участников дорожного потока. Что происходит во время дорожно-транспортного происшествия? При резком толчке тело водителя подается вперед, руки упираются в колесо руля, а ноги – в педали. Если он сидит неправильно, то конечности выпрямляются полностью, ударяясь о «дно» машины. В результате возможны травмы голеностопа, коленей и т.д. Если же посадка «как надо», то есть ноги и руки водителя немного согнуты, то вероятность повреждения меньше.

Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, дольше, без усталости в шее и спине, управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать: сиденье и подголовник, руль, зеркала.

Как посадка в авто влияет на водителя?

Правильная посадка влияет на состояние усталости водителя

С медицинской точки зрения

«Водительская» поза, как и сидячая в целом, является не самой полезной для здоровья человека. Но управлять автомобилем стоя мы не можем, поэтому приходятся адаптироваться так, чтобы максимально избежать вреда позвоночнику, шее и другим частям тела. В этом вопросе очень важна правильная посадка. Это обеспечит:

  • долгую работоспособность за рулем;
  • быструю реакцию на внештатные ситуации вокруг;
  • хорошее кровообращение, спина и шея не отекают.

ЧЕМ ОПАСНА НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА?

посадка в автомобиль стоящий у тротуара фото

После того, как мы разобрались, как обойти автомобиль при посадке и высадке, теперь надо разобраться, зачем нужна правильная посадка. А без нее реально увеличить вероятность аварии. От этого зависит, насколько естественными будут движения. Также правильная посадка влияет на легкость поворотов. Типичные ошибочные действия при посадке в автомобиль следующие:

  • Расслабленная поза. На первый взгляд, все хорошо. Но на деле слишком расслабленным за рулем быть нельзя. Концентрация будет не той, точность движения хуже, а также руки быстрее устают. Также автомобиль будет плохо проходить повороты.
  • Держать руль одной рукой. В этом случае для поворота автомобиля нужно выполнить движение с в два раза большей амплитудой, что приводит к более медленным поворотам. В городских условиях это опасно, поскольку если на дорогу выбежит пешеход, водитель может не успеть его объехать.
  • Слишком близко сидеть к рулю. В этом случае приходится совершать слишком много суетливых движений, которые при этом оказываются недоделанными. Если водитель слишком близко находится к рулю, руль будет тяжело поворачивать. Поскольку локти впиваются в бока, то приходится либо сбрасывать скорость на поворотах или убирать одну руку. Это приводит к тому, что машина рискует вылететь из трассы, если водитель переборщит с тягой.

Но эти причины – не единственные, почему нужно правильно сидеть за рулем. Дело в том, что все факторы ДТП значительно увеличивают вероятность аварии, если их суммировать. Например, не получится увернуться от лихача, который решил проехать рядом на скорости 100 км в час. Поэтому надо более подробно рассмотреть порядок посадки в автомобиль. Правильная посадка за рулем автомобиля с АКПП такая же самая, как и с механической коробкой передач.

Посадка за рулем правильная…

Водитель в своем кресле сидит прямо с таким расчетом, чтобы спина плотно прилегала к спинке сиденья. Благодаря этому, улучшается контакт с автомобилем. Человек сразу же почувствует потерю устойчивости и управляемости. Ноги свободно достают до педалей, в том числе и в нажатом состоянии.

Руки лежат на руле, локти слегка согнуты. Такая посадка за рулем водителя является наиболее естественной. Для работы рулем, педалями и рычагами требуются минимальные усилия и обзор получается самый лучший. В результате дальняя поездка оказывается не слишком утомительной.

правильная посадка за рулем

Важность правильной посадки

Грамотная посадка имеет несколько важных аспектов. Прежде всего, разумеется, профессиональный аспект. Так, от правильной позы зависит работоспособность водителя, возможность быстро принимать адекватные решения в ситуациях, сложившихся во время движения. Неграмотная посадка, наоборот, будет способствовать его усталости, плохому обзору дороги и т. п., что чревато нежелательными осложнениями, вплоть до ДТП.

Иными словами, от позы напрямую зависит безопасность человека. Помимо всего, она даёт ему необходимый комфорт. Действует также сугубо медицинский фактор. Дело в том, что неправильное сидение за рулем, особенно если поездка дальняя, продолжительная во времени, негативно сказывается на самочувствии человека, может провоцировать повышение его давления, обострение прочих недугов, например, шейного остеохондроза. Нельзя отвергать и чисто психологический фактор. Так, неуверенная поза водителя, не позволяющая ему чётко вести машину, автоматически сказывается на настроении пассажиров.

Настройка водительского кресла

Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, – индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Более подробно расскажем в конце статьи, а пока об основных рекомендациях.

Как отрегулировать место водителя:

  • спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов – цифры могут варьироваться от того, сколько часов человек проводит за рулем
  • подголовник настроен параллельно затылку.

Водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см запаса хода, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.

Какие ошибки могут быть

Первое: Чрезмерный наклон спинки кресла.

Если взять в пример, гоночные болиды, где пилоты практически лежат в креслах за счет того, что спинка сидений расположена вертикально. Такая конструкция позволяет не только лучше контролировать руль, но и меньше уставать. Почему происходит так, научного объяснения нет, но профессионалы автоспорта доказали все на практике.

В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Проводя параллель с болидом и обычным ТС, можно сделать вывод:

Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.

Кнопки регулировки водительского сиденья

Регулировка водительского сиденья

Второе: подголовник находится очень низко.

Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. При настройке не стоит забывать об этом факте. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных.

Что будет, если неправильно отрегулировать подголовник? В момент столкновения произойдет резкое «хлыстовое» движение головы, из-за чего шейные позвонки могут получить сильное повреждение.

Если затылочная часть во время удара была защищена подголовником, то функция защиты этого элемента сработает как нужно.

Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Параметры будут такими: от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.

ПОДБОР ПОЛОЖЕНИЯ СИДЕНЬЯ

Перед посадкой в автомобиль нужно отрегулировать сиденье таким образом, чтобы ноги доставали до педалей, а руки – до всех кнопок и рычагов управления. При этом спина должна плотно прилегать к сиденью, а ноги выдвинуты немного вперед. Важно убедиться, что колени не касаются руля.

Соответственно, под эти требования необходимо подбирать положение сиденья.

Также важно подголовник привести в надлежащее положение. То есть, он должен находиться на уровне верхней части уха. Это важно, поскольку в случае ДТП уменьшается вероятность травмы. В целом, сиденье должно быть подобрано таким образом, чтобы водителю было удобно.

Руль и переключатели скоростей

При поездках на дальние расстояния шоферы, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/ 2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Давайте разберем, почему этого делать не стоит. Во-первых, современные машины оснащены ГУР. Во-вторых, здесь уже речь идет о безопасности.

Какие ошибки могут быть

Первая. положение рук на руле 10/2

Когда водитель использует такое положение рук, сила, воздействующая на руль, распределяется неправильно. В этот момент создается ощущение полного контроля над техникой, но это только ощущение. То же самое выходит, когда шофер держит левую руку на колесе руля, правую – на ручке КПП. Такая привычка опасна, так как в случае риска ДТП быстро сманеврировать не удастся.

Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.

Стоит также сказать о ТС, руль которых предусматривает вертикальную и горизонтальную надстройки. Это очень удобно и безопасно, если оба параметра отрегулированы правильно. Однако чаще всего автовладельцы придвигают колесо руля слишком близко к телу, полагая, что это позволит контролировать поведение ТС. Эта манипуляция опасна тем, что в момент столкновения из рулевого колеса выстрелит подушка безопасности, что вероятнее всего приведет к травме грудной клетки. Поэтому рекомендуемый наклон руля до груди – 35-40 сантиметров.

Как сидеть за рулём автомобиля

Основное правило расположения водителя в машине на самом деле хорошо известно многим, однако очень многие в то же время им пренебрегают. Принцип заключается в максимальном контакте спины водителя и спинки автокресла.

Обеспечение правильной посадки требует от водителя, севшего на своё сиденье, взять руль руками в отдалённой точке его, выжать сцепление (если коробка передач является механической) либо установить левую ногу на специальную площадку, которая предназначена именно для отдыха этой ноги (для её обозначения иногда употребляют название «мёртвая педаль»), затем завершить подгонку автокресла.

Важно также правильно настроить рулевую колонку. Пространство между рулевым ободом и ногами должно быть таким, чтобы в него легко пролезала ладонь

Недопустимо, чтобы руль сковывал движения, перекрывая панель приборов.

Подгонять сиденье водителя следует так, чтобы и верхние, и нижние конечности слегка согнулись в локтевых и коленных суставах. Насколько правильную позицию занимает подушка автокресла водителя, можно определить при включении самой дальней передачи либо паркинга (в случае автоматической коробки передач).

Необходимо настроить и спинку водительского автокресла

Важное правило — спину нужно постоянно держать ровно. Необходимо настроить и спинку водительского автокресла

Важное правило — спину нужно постоянно держать ровно. Поэтому спинка кресла водителя должна быть под углом от 90 до 110 градусов. Нельзя забывать, что необходим максимальный контакт спинки сиденья и спины водителя

Необходимо настроить и спинку водительского автокресла

Важное правило — спину нужно постоянно держать ровно. Поэтому спинка кресла водителя должна быть под углом от 90 до 110 градусов

Нельзя забывать, что необходим максимальный контакт спинки сиденья и спины водителя.

Необходимо обеспечить наличие свободного пространства между суставом колена водителя и подушкой его сиденья. Это пространство должно быть достаточным для проникания ладони. Центр тяжести должен быть на кресле, не «провисать», а в положении, когда педаль выжата целиком, необходимо, чтобы нога оставалась в немного согнутом положении. Сидеть требуется не слишком далеко от руля, обеспечивая согнутое положение рук (угол должен составлять 90-120 градусов).

Ещё одно важное правило, касающееся того, как правильно сидеть за рулём, — располагаться следует так, чтобы руль не выступал в роли опорной точки и был только местом концентрации массы рук. Однако центр тяжести всего тела нужно сосредоточить на автокресле: 70 процентов массы должно прийтись на спинку, а 30 процентов — на подушку сиденья. 

Ремень безопасности

Что уж скрывать, пристегиваться наши соотечественники не очень любят. Сколько не пытались приучить пользоваться ремнем безопасности социальные лозунги и штрафы ГИБДД, многие водители все равно пренебрегают этим правилом. А вместе с тем, если не пристегиваться, ни правильная посадка водителя, ни настройка кресла не дадут эффекта.

Ремень безопасности в автомобиле

Перед поездкой нужно пристегнуть ремень безопасности

Чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:

  • не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
  • шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
  • плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.

Какие ошибки могут быть

Первая: ремень плохо натянут

Настроив сиденье и руль, многие автолюбители отправляются в дорогу не пристегиваясь или ослабляют натяжение ремня настолько, что он висит на водителе. Еще один вариант халатного отношения к безопасности – когда ремнем пристегивают кресло, т.е. пропускают его за собой, тем самым обманывают датчик ремня.

Основные принципы правильной посадки за руль

Приведем основные принципы правильной посадки в автомобиле.

1430212969_2.jpg

1430213030_3.jpg

1430213049_4.jpg

1430213042_5.jpg

1430213048_6.jpg

1430212983_7.png

1430213034_8.jpeg

1430213000_9.jpg

Способы посадки водителя.

1430212975_10.jpg

main-15.jpg

Эффект живота

Как вы уже догадались, в этом абзаце речь пойдет о руле. «Тонкое» душевное устройство позволяет водителям «со стажем» не только подпирать баранку животом, но и управлять автомобилем на прямой. Разрушим очередной миф — делать этого не стоит ни при каких, даже самых выдающихся способностях мышц пресса.

5 секретов правильной посадки за рулем, о которых не рассказывают в автошколе

Между водителем и штурвалом должна быть воистину пионерская дистанция – не менее 30 сантиметров. Только в таком случае возможен маневр без отрыва рук.  Настройки же руля по высоте должны быть такими, чтобы водитель видел всю приборную панель, но при этом ладони оказывались ниже плеч. 

Расположение ног на педалях

Особенно актуален этот вопрос для любителей МКПП. Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит следовать следующим правилам:

  • Нога обязательно должна оставаться на педали.
  • Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
  • Точка опоры всегда находится в середине стопы.

Какие ошибки могут быть

Первая: Прямо вытянутые ноги

Если произойдет резкий удар, из-за такого положения ноги могут получить травму. Поэтому они всегда должны быть немного согнуты, даже если водитель до отказа жмет на педаль.

Также считается травмоопасной позиция, когда, нажимая на педаль, шофер отрывается от сидушки кресла. При этом все усилие передается на тазобедренную часть, вместо того, чтобы рассеяться вдоль ноги, как бы это было в положении со слегка согнутыми ногами.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.

Зеркала настроены правильно, если:

  • в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
  • в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.
Как настроить боковые зеркала

Как настроить боковые зеркала

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена Елена АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Марина Марина АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена Елена АКПП: Kia Spectra МКПП: Daewoo NexiaОбучает в Красногорске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Наталья Наталья АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Олег Олег АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Яна Яна АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Юлия Юлия АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Татьяна Татьяна МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectraОбучает в Красногорске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Пётр Пётр МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах

ОТЗЫВЫ

Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий

Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе – все сделано верно!

Схема правильной посадки в автомобиле

Поза водителя за рулем: справа – правильно, слева – неправильно

Совет. В дороге случаются разные опасные ситуации, реакция, как и нагрузка на мышцы, соответственно тоже всегда разная. Поэтому можно немного отклоняться от стандартов положения за рулем.

Настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх – так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче.

Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу – вернули руку на руль.

Сколько нужно времени, чтобы привыкнуть к правильной посадке?

На усвоение новой привычки человеку требуется 3 недели. Стоит сказать, что это усредненные цифры: кому-то на адаптацию к новому потребуется 15 дней, кому-то все 30. Во всяком случае, чем раньше вы начнете практику, тем лучше. С каждым днем вы будете меньше уставать за руль, проезжать большие расстояния и четче реагировать на внештатные ситуации в дороге.

Все водители разные

Если вам посчастливилось иметь нестандартное телосложение, то постарайтесь принять дополнительные меры:

Итак, все вышеприведенные советы специально предназначены для того, чтобы помочь водителю превратить напряженный процесс езды в более комфортный.

Применяя их, спина автомобилиста даже в период слишком длительных поездок не будет испытывать сильных нагрузок.

Видео: Как правильно сидеть за рулем?

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...