Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор перед зимой

Подготовку аккумулятора к зиме мы можем разделить на два этапа: зарядка аккумулятора зарядным устройством и приведение плотности электролита в соответствие с нормой. Утепление аккумуляторной батареи (сокращенно – АКБ) в моторном отсеке при помощи специальных утеплительных материалов и приспособлений.

Зарядка аккумулятора при его подготовке к зиме

Зарядка аккумулятора при его подготовке к зиме

Зарядка автомобильного аккумулятора является важным этапом при его подготовке к зиме. На нашем сайте уже есть подробное руководство на эту тему, поэтому в данной статье мы рассмотрим лишь основные моменты. Также совсем не лишним будет знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

И так, после того, как вы снимите батарею с автомобиля её необходимо будет очистить от загрязнений, которые могут находиться на поверхности корпуса, и зачистить наждачной бумагой клеммы для улучшения контакта.

Прежде чем заряжать аккумулятор, нужно выкрутить пробки из банок (заливных отверстий), если предусмотрена такая возможность, и проверить уровень электролита в них. Электролит должен покрывать пластины на 10-15 мм. Если уровень недостаточный, то необходимо долить в каждую из банок дистиллированной воды.

Далее следует зарядить аккумулятор. Если для зарядки вы используете современное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов (сокращенно – ЗУ), то в этом ничего сложного нет. Нужно лишь придерживаться нескольких простых правил:

  • Заливные горловины в аккумуляторе должны быть открыты (то есть пробки нужно оставить выкрученными).
  • При подключении ЗУ к батарее соблюдайте полярность: красный провод соединяйте с плюсовой клеммой АКБ, а черный – с минусовой. Важно не перепутать полярность при подключении, так как не каждое зарядное устройство имеет против этого защиту, что может привести к выходу его из строя.
  • После подключения зарядного устройства к аккумулятору можно включать его в сеть.
  • Заряжать аккумулятор следует в хорошо проветриваемом помещении. Не смотря на то, что многие автоматические зарядные устройства не позволяют электролиту сильно кипеть в процессе зарядки, тем не менее, лучше заряжать АКБ в нежилом помещении. Например, в гараже, на теплой лоджии или, на худой конец, в коридоре.
  • Примерное время зарядки автомобильного аккумулятора составляет 12-13 часов.

Верным признаком окончания процесса зарядки является выделение пузырьков газа из электролита.

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе?

После отключения аккумулятора от зарядного устройства необходимо, чтобы батарея отстоялась не менее одного часа. Только после этого можно ареометром измерять плотность электролита в каждой банке (подробнее смотрите на видео ниже).

Нормальной плотность электролита считается в пределах 1,26-1,27 г/см3, но для того чтобы аккумулятор не замерз зимой она не должна быть ниже 1,18 г/см3. Если в какой-либо из банок АКБ плотность будет слишком низкой, её необходимо повысить, просто долив в неё электролит повышенной плотности (продается в автомагазинах).

Ну и в конце процедуры, дабы удостовериться, что аккумулятор хорошо подготовлен к зиме, нужно измерить напряжение на клеммах АКБ. Это можно сделать любым вольтметром или цифровым мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения. Для нормального запуска двигателя в период зимней эксплуатации автомобиля напряжение на клеммах аккумулятора должно быть не меньше 12,6 Вольт.

Почему зимой аккумулятор садится быстрее и чаще

  1. В холодное время года под воздействием низкой температуры моторное масло меняет свою плотность, становиться гуще. Зимой количество запусков двигателя увеличивается. Чтобы запустить двигатель, стартеру требуется больший ток, а это ведет к повышенному разряду автомобильного аккумулятора.
  2. Если принять во внимание, что при зимней эксплуатации в городских условиях продолжительность поездки невелика, вывод напрашивается сам – при таких условиях эксплуатации аккумуляторная батарея не сможет полностью зарядиться.
  3. Постоянной работе аккумуляторной батареи в таком режиме сопутствует еще одно обстоятельство: зимой в автомобиле включены много других потребителей электрической энергии. Энергия при стоянке автомобиля тратится на обогрев заднего стекла, ветрового стекла, зеркал, работу стеклоочистителя, а на заряд идет только при движении автомобиля.
  4. Проблему дополняет еще такой момент – при низкой температуре воздуха плотность электролита понижается. Это ведет к снижению пускового тока и увеличению времени, которое тратится на запуск автомобиля.

Получается своеобразный «замкнутый круг». Каждый запуск двигателя приводит к тому, что аккумулятор не заряжается полностью и разряжается намного быстрее, чем в теплое время года. При сильном похолодании возможен выход АКБ из строя.

Что думают специалисты

Несмотря на актуальность темы, специалисты не дают точного ответа. Одни утверждают, что масло в двигателе при холодной погоде довольно густое. Поэтому, требуется больше энергии для введения автомобиля в рабочее состояние. Другие же, советуют не подзаряжать батарею. Аргументируя свой ответ рабочими свойствами источника. Дело в том, что он рассчитан на тяжёлый запуск и подзарядка может снижать срок службы. Особое внимание уделяется правильности подзарядки. И в случае ошибки, батарея испортится окончательно.

Видно, что мнения расходятся. Именно поэтому, стоит разобрать всё досконально.

Зарядка аккумулятора

Как подготовиться к зиме

Проблему подготовки аккумулятора к зиме можно решить радикально – заменить старую АКБ на новую. Но потребуются дополнительные расходы. Вполне можно подготовить аккумулятор к эксплуатации в зимнее время своими руками. Далее приведены полезные советы по подготовке аккумуляторной батареи автомобиля.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими руками

Извлечение аккумулятора из авто в морозы

Как снять аккумулятор?

В холодное время года аккумулятор заряжается гораздо хуже, что может повлиять на запуск двигателя. Решение проблемы зависит от срока использования батареи: новые подводят крайне редко, поэтому достаточно будет «разогреть» АКБ, включив на пару минут фары, после чего можно производить запуск двигателя. Со старыми аккумуляторами все гораздо сложнее, ведь их нужно извлекать, перемещать в теплое место для зарядки и очистки.

Снять батарею с автомобиля сможет даже новичок в этом деле, главное следовать инструкции:

  1. Открыть капот транспортного средства.
  2. Снять «утеплитель» — этот пункт существует не для всех, так как он не всегда присутствует.
  3. Отсоединить «отрицательную» клемму.
  4. Снять клемму «плюс».
  5. Убрать крепление аккумулятора.
  6. Снять батарею.
  7. Проверить вентиляционные отверстия и их чистоту, в случае наличия грязи ее необходимо устранить.
  8. Удалить загрязнения с корпуса АКБ с помощью раствора – 1-2 чайные ложки соды на стакан воды. Важность этой процедуры сложно переоценить, так как грязь может вызывать саморазряд устройства.

Снимая клеммы, нужно убедиться в правильности порядка. Если изначально отсоединить «положительную» клемму, то это может повлечь за собой короткое замыкание и поломку всей электроники авто. Также необходимо помнить, что АКБ ни в коем случае нельзя наклонять или стучать по нему.

Утепление аккумулятора на зиму

Утепление аккумулятора на зиму

При подготовке аккумулятора к зиме также очень важно уделить внимание его утеплению в моторном отсеке. Наибольшей популярностью в России пользуются два вида утеплителей:

  1. Пассивные «Термокейсы» и «Шубы» для аккумуляторов, сделанные из теплоизолирующих материалов и работающие по принципу термоса;
  2. Электрические нагреватели для автомобильных АКБ. Обычно такие нагревательные элементы размещаются внутри специального термокейса для аккумулятора и оснащаются терморегулятором и светодиодным индикатором уровня заряда батареи.

Основной задачей утеплителей для аккумуляторов является поддержание температуры АКБ на достаточном уровне для сохранения работоспособности батареи в условиях суровой зимы. Дело в том, что в мороз автомобильные аккумуляторы восстанавливаются дольше, нежели при теплой погоде, и при коротких поездках не успевают заряжаться полностью.

Это происходит по той причине, что в мороз батарея начинает заряжаться лишь после того, как в ней нагреется электролит. Поэтому теплый аккумулятор, укутанный в хороший утеплитель, успеет зарядиться даже за время короткой зимней поездки.

К дополнительным преимуществам фабричных зимних утеплителей для аккумуляторов можно отнести и тот момент, что они изготовлены из негорючих материалов устойчивых к агрессивным жидкостям. То есть, говоря простыми словами, эти утеплители не горят и не подвергаются разрушениям под воздействием бензина, масел и кислот.

Потому, во избежание несчастных случаев, советуем несколько раз подумать, стоит ли самостоятельно утеплять аккумулятор подручными материалами, или все же лучше купить для этого специальный утеплитель?

Как подготовиться к зиме

Проблему подготовки аккумулятора к зиме можно решить радикально – заменить старую АКБ на новую. Но потребуются дополнительные расходы. Вполне можно подготовить аккумулятор к эксплуатации в зимнее время своими руками. Далее приведены полезные советы по подготовке аккумуляторной батареи автомобиля.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими руками

1. Сделайте полную диагностику и обслуживание АКБ

Для того чтобы не повредить различные электронные системы автомобиля, при снятии аккумулятора надо соблюдать порядок отсоединения клемм.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Необходимо соблюдать порядок отключения клемм аккумуляторной батареи. В первую очередь нужно отключить клемму «минус» или массу. После этого отключается плюсовая клемма. На АКБ клеммы могут закрываться пластиковыми защитными колпачками. Минусовая клемма имеет защитный колпачок синего цвета, плюсовая – красного.

Снимаем аккумулятор с автомобиля, предварительно отвернув крепление. При снятии батареи не допускается ее наклонять, переворачивать и стучать по ней.

Загрязнения на корпусе АКБ при высокой влажности, что часто наблюдается зимой, становятся проводниками электрического тока. Это ведет к быстрому саморазряду аккумулятора и, как следствие, значительно сокращает срок службы. Обслуживание АКБ начинаем с полного удаления загрязнений с корпуса. Рекомендуется приготовить раствор питьевой соды из следующего расчета: на 200 мл воды берется одна-две чайные ложки соды.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими рукамиТипичные загрязнения АКБ

Окисление клемм и наконечников аккумулятора ведет к увеличению переходного сопротивления, следовательно, снижается пусковой ток, и место плохого контакта начинает нагреваться, искрить и окисляться еще быстрее. Плохой контакт также ведет к потерям электроэнергии, которая вырабатывается генератором, и АКБ заряжается не полностью.

Особенно сильно это проявляется в аккумуляторе, где электролит жидкий. Во время запуска двигателя через клеммы проходит ток значительной величины – несколько сотен ампер. При таких режимах работы вода, входящая в состав электролита, начинает разлагаться на составляющие: кислород и водород. Газы в батареях обслуживаемого типа выходят через предназначенные для этого отверстия пробок. В батареях необслуживаемого типа они проходят по специальным каналам, которые расположены в крышке АКБ, и некоторая часть восстанавливается.

Выходящий газ содержит пары серной кислоты. Оседая на клеммах и наконечниках, она образует налет белого цвета из солей сульфата свинца, вызывает коррозию и приводит к потере контакта. Если происходила замена оригинальных частей на их медные, стальные, магниевые аналоги или на детали, покрытые серебром, процесс коррозии многократно усиливается.

Для лучшего контакта нужно применять детали, изготовленные из свинца, цинка, титана или олова. Для восстановления контакта наконечники и клеммы нужно очистить от продуктов окисления.

Все операции возможно произвести самому, если соблюдать следующий порядок:

  • для нейтрализации остатков серной кислоты клеммы и наконечники нужно протереть тряпочкой, смоченной раствором пищевой соды;

    Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими рукамиСтарая зубная щетка, отличный вариант для качественной чистки клемм

  • наждачной бумагой, щеткой из металла или с помощью специальных инструментов нужно до блеска очистить клеммы и наконечники;
  • для предотвращения последующего окисления клеммы и наконечники покрываем солидолом или другой аналогичной смазкой;
  • после выполнения всех операций устанавливаем АКБ на место и подключаем наконечники к клеммам.

Определяется необходимость очистки этих деталей и по другим признакам: более долгий запуск двигателя и снижение яркости габаритов, когда двигатель автомобиля заглушен.

При профилактике аккумулятора важное значение отводится проверке способности держать требуемую нагрузку и определению степени износа. Для проверки параметров при обслуживании используют специальный прибор – нагрузочную вилку.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими рукамиПример работы нагрузочной вилки

Если АКБ имеет износ, она будет выдавать нормальный уровень напряжения без нагрузки. Но при подключении нагрузки напряжение резко снизится, и стартер не сможет запустить двигатель.

Важно! Подключение нагрузочной вилки позволит точно определить уровень заряда АКБ. Большинство автолюбителей считают эту функцию основной, но нагрузочная вилка служит для определения исправности аккумулятора. Кроме того, с помощью нагрузочной вилки проверяется состояние генератора автомобиля и стартера.

Нагрузочная вилка имеет следующую конструкцию: прибор для измерения напряжения – вольтметр – находится внутри корпуса, где размещены один или несколько резисторов с разным сопротивлением. Для переключения между резисторами на корпусе есть кнопка или переключатель.

Также на корпусе имеются два вывода. Один жестко закреплен на корпусе и имеет вид заостренного штыря. Второй –гибкий, с крокодилом на конце. Для удобства на корпусе имеется рукоятка.

Принцип работы нагрузочной вилки заключается в измерении напряжения АКБ без нагрузки и в последующем сравнении этого показателя с напряжением под нагрузкой, полученным подключением одного или нескольких резисторов. Ток при нагрузке будет зависеть от подключенного напряжения.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими рукамиКонструкция нагрузочной вилки

Для повышения точности определения параметров есть и более сложные приборы, оснащенные электронными амперметром и вольтметром с возможностью постепенного изменения тока нагрузки.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Нужно обращать внимание на уровень напряжения нагрузочной вилки. Оно может быть разным: на 2В – при необходимости проверки напряжения одной секции АКБ, на 6, на 12, на 24 В. Также приборы могут различаться по величине нагрузочного тока в зависимости от установленных резисторов.

2. Проверьте и выровняйте плотность электролита

При обслуживании аккумулятора проверка уровня является важной операцией. Если уровень электролита в банке недостаточен, ячейка теряет свою емкость. Это крайне негативно сказывается на емкости всей аккумуляторной батареи. Необходимо добавить, что при работе ячейки с сухими пластинами в течение нескольких месяцев она придет в негодность, и всю аккумуляторную батарею придется заменить.

Проверить уровень электролита не составит большого труда владельцу обслуживаемой батареи. Это можно сделать, не снимая аккумулятор с автомобиля. Проверку уровня производят пипеткой Мора – обычной трубочкой из стекла. Для этого может подойти и обычная пластиковая трубочка и т. п.

Отвернув пробку банки АКБ, вставляем пипетку внутрь до упора в пластины. Большим пальцем руки закрываем верхний конец пипетки. Высота столбика электролита должна находиться в районе 1,5-2 см. Если уровень в любой банке меньше, нужно долить дистиллированную воду.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими рукамиКак правильно произвести замеры электролита

Для владельцев необслуживаемых АКБ с прозрачным или полупрозрачным корпусом есть возможность проверить уровень на просвет, поместив с одной стороны АКБ источник света.

Если корпус непрозрачный, на свой риск можно переделать необслуживаемый АКБ в обслуживаемый, просверлив крышку. Затем пипеткой проверяем уровень. При необходимости доливаем дистиллированную воду. Отверстия закрываем пробками, подходящими по диаметру.

В обслуживаемых АКБ для определения плотности электролита необходимо открутить пробки заливочных горловин каждой банки и произвести ее замеры ареометром – специальным прибором для проверки плотности.

Классическая конструкция ареометра представляет собой стеклянную колбу. Внутрь этой колбы помещен специальный измерительный стеклянный поплавок, на шкале которого имеются деления. Внизу колба закрывается резиновой пробкой с тонкой трубкой, через которую удобно забирать электролит. Сверху на колбу одевается резиновая груша, которая нужна для создания необходимого разрежения в колбе для забора электролита.

Замерить плотность электролита в аккумуляторе просто – поместите резиновую трубку ареометра в горловину банки аккумулятора. Затем нужно сжать грушу для выпуска воздуха. Разжимая грушу, наберите в ареометр электролит до всплытия поплавка. Проверяем плотность электролита по шкале поплавка на границе с жидкостью. Затем следует, нажав на грушу, выдавить электролит обратно внутрь банки аккумулятора.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими руками

Для обеспечения требуемой точности показаний измерения нужно производить при комнатной температуре. Если температура окружающего воздуха другая, необходимо пользоваться поправочными таблицами.

Плотность электролита в АКБ определяется соотношением дистиллированной воды и серной кислоты. Это значит, что на одну часть объема дистиллированной воды приходится 1,25 части серной кислоты. Нормой является уровень плотности от 1,25 до 1,27 г/см3, но зимой этот параметр можно увеличить до 1,31 г/см3.

Подробнее об этом можно прочитать в следующей статье: https://acums.ru/akkumulyatory/kak-proverit-plotnost.

Если плотность оказалась ниже нормы, ее уровень необходимо поднять. Для этого нужно слить старый электролит и заменить его свежим. Свежий электролит можно приобрести в специализированном магазине или приготовить самостоятельно.

Важно! Нельзя повышать уровень плотности электролита, разбавляя старый электролит новым. Смешивание старого и нового электролитов приведет к разрушению пластин АКБ, так они имеют разную плотность. В результате через непродолжительное время придется приобретать новую АКБ.

3. Полностью зарядите батарею

После проверки плотности электролита АКБ можно перейти к следующему шагу – зарядить аккумулятор. Это позволит правильно подготовить аккумулятор к зиме. Зарядка требуется при разряде более 80%. Для заряда АКБ применяются специальные зарядные устройства. Зарядку рекомендуется проводить в нежилом помещении или помещение должно хорошо проветриваться.

Процесс заряда состоит из следующих этапов:

  • подключение зарядного устройства к аккумулятору, при этом нужно соблюдать полярность, иначе есть риск повредить зарядное устройство;
  • подключение устройства к электрической сети;
  • установка зарядного тока на уровне, равному одной десятой части емкости АКБ;
  • производим зарядку, периодически проверяя напряжение и температуру корпуса батареи;
  • в случае если корпус сильно нагревается, необходимо прекратить зарядку — это свидетельствует о неисправности аккумуляторной батареи;
  • продолжаем заряжать АКБ примерно 10-12 часов до уровня напряжения в 14,4 вольта.

Дополнительно необходимо проверить плотность электролита во всех банках АКБ. Если плотность ниже требуемых значений, необходимо ее повысить.

Как подготовить аккумулятор авто к зиме своими руками

Важно! Если аккумуляторная батарея быстро зарядилась в течение двух часов, это говорит о наличии внутренних неисправностей.

Как эксплуатировать аккумулятор зимой

Минусовая температура сильно влияет на работу батареи. При сильном холоде электролит сгущается, что затрудняет химические процессы самого аккумулятора. Это ведёт к уменьшению выработки тока и влияет на старт двигателя в мороз. Для низких температур существуют электроаккумуляторы с большой ёмкостью, к примеру, 10 ампер-часами.

Утеплитель для аккумулятораСуществуют специальные утеплители для АКБ

В условиях бездорожья на батарею воздействует постоянная тряска. Электролит начинает выходить из пластин, повышая шанс короткого замыкания. Для таких нужд существуют специальные АКБ, которые имеют свёрнутые в сепаратор пластины одной полярности.

Частое использование стартера сильно разряжает батарею, создавая риск остаться без энергии в самый неподходящий момент. Проблему частично может решить замена аккумулятора на аналог, который имеет функцию самозарядки и оснащён полиэтиленовым конвертом-сепаратором.

Кальциевая батареяКальциевые батареи лучше выдерживают температурные изменения

Вышеописанные кальциевые аккумуляторы отлично выдерживают как низкие, так и высокие температуры, могут долгие месяцы храниться без использования и устанавливаются так же легко, как обычные, при этом не нуждаясь в подзарядке. Но большинство водителей всё же продолжит использовать привычные щелочные батареи. Для их эксплуатации есть два правила:

  • Следите за уровнем зарядки АКБ;
  • Проверяйте уровень электролита — он должен покрывать все ячейки. Постоянно имейте с собой дистиллированную воду, ведь электролит имеет свойство испаряться и летом, и зимой.

Нужно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор авто перед зимой

Ответ однозначный – да. Ёмкость такой батареи со временем уменьшается, и регулярная подзарядка необходима. Особенно это важно в случае постоянных кратковременных поездок, в течение которых АКБ не успевает зарядиться на 100 %.

Необслуживаемые батареи, как правило, не позволяют замерить плотность электролита. Процедура зарядки такая же, что и для обслуживаемых АКБ. Её потребуется снять с автомобиля и поставить в тёплое место. Вначале, приблизительно в течение часа, заряжайте батарею током не более 2 А. Затем установите нужное значение. Например, если ёмкость 60 А/ч, то поверните переключатель на 6 А, при этом напряжение на клеммах не должно быть больше 15,5 В. Процесс считается законченным, когда сила тока упадёт до 0,2 А или ниже. Ориентироваться можно и по индикатору-«глазку», который приобретёт зелёный оттенок. В конце зарядки U = 13,2 В. Впоследствии оно понизится до 12,6–12,7 В, что нормально. То есть ответ на вопрос, стоит ли заряжать аккумулятор перед зимой, очевиден.

Смотрите также:

  • Как быстро «оживить» автомобильный аккумулятор в морозы? →
  • Нужно ли в морозы уносить аккумулятор автомобиля домой? →
  • Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор дома? →

Оставить комментарий (0)

Как приобрести аккумулятор на зиму

Если все способы сохранения аккумулятора не подействовали, владельцу придется покупать новую батарею. При выборе подходящей модели необходимо обращать внимание на климатический класс, указываемый как диапазон температур, пригодных для эксплуатации.

Важно внимательно подходить к процессу выбора. Наличие маркировок на этикетке «Арктический» и подобных не говорит, что батарея подготовлена для использования при низких температурах. Подобные слова в наименовании не обязывают производителей применять их только к определенным климатическим классам.

Самым простым вариантом для покупки и эксплуатации является гелевая батарея, обслуживание которой не требуется. Все действия, которые необходимо совершать, заканчиваются на первой подзарядке для дальнейшего использования. При покупке обслуживаемых аккумуляторных батарей потребуется подготавливать к зимней эксплуатации.

Хранение аккумулятора зимой

Если водитель не пользуется батареей зимой, ему стоит подготовить аккумулятор к хранению зимой. Если используется необслуживаемые батареи с вентиляционными отверстиями, устройство можно не вытаскивать из машины, оставляя транспортное средство в гараже.

Важно! Такое правило не применимо к батареям, которые необходимо обслуживать. Аккумуляторы требуется снимать на зиму и класть в теплое помещение.

Если температура падает ниже -20 градусов и держится на уровне 4 недели, отключению от систем электроники подлежат все устройства без исключения. Для необслуживаемых батарей достаточно откинуть плюсовые клеммы.

Для поддержания одинакового уровня плотности необходимо заправлять аккумуляторы электролитом и заряжать перед зимой. При домашнем хранении устройство должно находиться в помещении с хорошей вентиляцией.

Нельзя оставлять аккумулятор автомобиля недалеко от источников тепла, так как он не должен нагреваться более 25 градусов. Нужно предусмотреть защиту от влаги. Идеально батарея хранится на закрытом балконе или лоджии.

Обязательным условием корректного хранения является диагностика модели. Раз в две недели аккумулятор должен подключаться к зарядке при помощи специальной программы, позволяющей подавать низкое напряжение, щадя батарею.

Подготовка аккумулятора к зиме позволит сохранить устройство в целости. Неподготовленные модели не смогут полноценно пережить несколько сезонов серьезных заморозков, так как быстро потеряют емкость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...