Масляный насос ВАЗ 2108/2109: как проверить, заменить или отремонтировать своими руками » АвтоНоватор

В статье рассмотрен процесс снятия и последующей замены масляного насоса на автомобиле ваз 21099. Даны советы и рекомендации по проведению ремонтных работ

Содержание

Где находится масляный насос на ВАЗ 2108/2109, за что он отвечает

Маслонасос в конструкции двигателя каждого автомобиля является важным и неотъемлемым механизмом, который предназначен для создания определённого давления в системе смазки мотора. Конструкции узла бывают различные и в движение могут приводиться посредством распредвала или коленвала.

На таких распространённых моделях, как ВАЗ 2108/2109, устройство для циркуляции масла в системе располагается за шкивом коленчатого вала. Заглянув под капот, рассмотреть его так просто не получится: сделать это можно только после снятия шкива коленвала с мотора.

Крепление насоса к блоку цилиндров выполнено на шести болтовых соединениях, что обеспечивает надёжную фиксацию всей конструкции.

Расположение маслонасоса на ВАЗ 2108/2109

Масляный насос на ВАЗ 2108/2109 располагается за шкивом коленвала, поэтому рассмотреть этот элемент не так просто

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Покупатели, которые приобрели Насос масляный «АВТОВАЗ» ВАЗ 2108, также купили

Комплект прокладок двигателя ВАЗ 21083 1500cc
Комплект прокладок двигателя ВАЗ 21083 1500cc

1 270

Рем. комплект привода ГРМ УСИЛЕННЫЙ «GATES» ВАЗ 2108, 2110, Kalina, 8V
Рем. комплект привода ГРМ УСИЛЕННЫЙ «GATES» ВАЗ 2108, 2110, Kalina, 8V

1 660

Ремкомплект клапанной крышки ВАЗ-2108, 2110, 2114, 2170, 2190, 1118 (прокладка+2 втулки) СИНИЙ СИЛИКОН Гарантия 3 года серия PROFI
Ремкомплект клапанной крышки ВАЗ-2108, 2110, 2114, 2170, 2190, 1118 (прокладка+2 втулки) СИНИЙ СИЛИКОН Гарантия 3 года серия PROFI

160

Диск переднего тормоза «ATE» POWER ВАЗ 2108 (комплект 2 штуки)
Диск переднего тормоза «ATE» POWER ВАЗ 2108 (комплект 2 штуки)

4 970

Глушитель прямоточный спортивный «STINGER» насадка эллипс ВАЗ 2114
Глушитель прямоточный спортивный «STINGER» насадка эллипс ВАЗ 2114

5 317

КОМПЛЕКТ ПОЛИУРЕТАНА ДЛЯ ПОДВЕСКИ ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 (СПОРТ)
КОМПЛЕКТ ПОЛИУРЕТАНА ДЛЯ ПОДВЕСКИ ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 (СПОРТ)

6 990

Ремень генератора «GATES» ВАЗ 2108-21099, 2113-2115 инжектор
Ремень генератора «GATES» ВАЗ 2108-21099, 2113-2115 инжектор

640

Пружины "Klakson" (-50) задние ВАЗ 2108-2190 (2 шт.)
Пружины “Klakson” (-50) задние ВАЗ 2108-2190 (2 шт.)

1 500

Барабан тормозной «BREMBO» чугунный ВАЗ 2108 (комплект 2 штуки)
Барабан тормозной «BREMBO» чугунный ВАЗ 2108 (комплект 2 штуки)

6 860

Радиатор охлаждения LADA Samara 08-099, 2113-15 инж.
Радиатор охлаждения LADA Samara 08-099, 2113-15 инж.

2 670

Опора двигателя боковая в сборе ВАЗ 2108 "Rosteco"
Опора двигателя боковая в сборе ВАЗ 2108 “Rosteco”

490

Комплект полиуретановых чехлов шруса с хомутами ВАЗ-2108-10 ROSTECO, к-т (4шт.)
Комплект полиуретановых чехлов шруса с хомутами ВАЗ-2108-10 ROSTECO, к-т (4шт.)

1 590

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы
  • Оригинальный заводской масляный насос для ВАЗ 2108-2111, 2115 (карбюратор).

  • Марка ВАЗ
    Модель автомобиля ВАЗ 2108
    Производитель АВТОВАЗ
    Категория товара ДВИГАТЕЛЬ
    Комплектация 1 шт.
  • Загрузка данных…

Симптомы неисправности масляного насоса

Первое, что будет свидетельствовать о возникновении проблем с маслонасосом — это загоревшаяся лампочка давления масла. В этом случае элемент указывает на то, что в системе смазки мотора возникли неполадки. Насколько они серьёзны — предстоит выяснить автовладельцу. Помимо проверки давления, внимание следует уделить расходу масла. При снижении давления в системе смазки силового агрегата, эксплуатировать транспортное средство не следует до тех пор, пока не будет установлена причина и произведён ремонт. Основные симптомы возникновения проблем в системе — загоревшаяся лампочка или появление стука в моторе.

Действия, которые следует предпринять в случае возникновения поломки:

  • остановиться и заглушить двигатель;
  • подождать некоторое время, чтобы масло стекло в картер двигателя, после чего проверить его уровень с помощью щупа. Если уровень минимальный, нужно долить до нормы;
  • завести мотор;
  • если лампа давления масла продолжает гореть, из двигателя все так же доносятся посторонние шумы, то это может указывать на возможные неполадки с маслонасосом.
Проверка уровня масла

Одной из причин загорания лампочки давления масла может быть низкий уровень смазки в моторе

Как проверить масляный насос

Для тестирования механизма необязательно проводить его демонтаж. В целях диагностики требуется измерить давление в системе смазки и сравнить с теми показаниями, которые соответствуют норме конкретного автомобиля. Исходя из полученных результатов, можно делать выводы: есть ли повод для беспокойства или нет. В случае необходимости замены масляного насоса на ВАЗ 2108/2109 рекомендуется использовать только оригинальные детали. Объясняется это тем, что комплектующие на машины отечественного автопрома на сегодняшний день производят многие. Однако их качество оставляет желать лучшего.

Оригинальный маслонасос ВАЗ 2108/2109

При замене маслонасоса рекомендуется приобретать оригинальную деталь, чтобы избежать проблем из-за низкого качества изготовления

Проверка маслонасоса на стенде

Если есть возможность, проверить работоспособность масляного насоса можно на специальном стенде. Суть такой проверки состоит в том, чтобы оценить производительность и создаваемое давление устройством, а также давление, при котором срабатывает редукционный клапан. При проведении испытаний насоса при помощи стенда применяют специальное масло с температурой +20 ˚С. Для маслонасоса на двигатель ВАЗ 2108/2109, производительность должна находиться в пределах 34 л/мин, противодавление — 5 кг/см². Редукционный клапан должен открываться при давлении 5,5–7,5 кг/см². Если проверка клапана осуществляется на моторе с помощью манометра, который установлен вместо датчика давления масла, клапан должен срабатывать при давлении не менее 4,5 кг/см².

Конструктивные особенности масляных насосов роторного типа

Как правило, масляный насос роторного типа состоит из небольшого количества деталей, среди которых:

  1. всасывающая и нагнетательная полости;
  2. внешний и внутренний роторы;
  3. вал привода.

Работа масляного насоса

с роторами строится на взаимодействии двух роторов. В нерегулируемых конструкциях масло, которое засасывается внутрь, передается в систему роторными лопастями. Если давление становится избыточным, открывается редукционный клапан и лишнее масло сбрасывается.

Регулируемыми их делает наличие подвижного статора. У него есть специальная регулировочная пружинка, подкручивая или скручивая которую можно изменять объем камеры с роторами, за счет чего изменяется и общее давление в системе. Благодаря статору удается добиться стабильного давления в смазочной системе независимо от того, с какой интенсивностью вращается коленвал.

Достоинства регулируемых масляных насосов

Сегодня регулируемые масляные насосы считаются гораздо более приемлемыми, чем нерегулируемые, ведь отличаются рядом весомых преимуществ, среди которых:

  • примерно на треть меньшая отбираемая у двигателя мощность;
  • меньший износ масла за счет снижения частоты и числа оборотов;
  • масло меньше вспенивается.

То есть, регулируемый масляный насос позволяет обеспечить более ровную циркуляцию масла и больший промежуток между его заменами, что и делает его более предпочтительным оборудованием.

Проверка маслоприёмника

Как правило, трубка маслоприёмника оснащена экраном, на конце которого есть сеточка для предотвращения проникновения крупного мусора. Посредством этого элемента происходит всасывание масла в насос из картера. Износ насоса может произойти из-за попадания углерода, загрязнений или других микроскопических частиц. Для проверки маслоприёмника нужно:

  • снять с двигателя масляный поддон;
  • замена элемента происходит при его забивании или поломке;
  • почистить маслоприёмник достаточно трудно, так как мелкий мусор может быть не замечен.

Рекомендуем посмотреть

No image available

Комплект заниженных пружин Eibach серии Sportline на Lada Samara (2108, 2109)

0

16 560

Артикул: E20470010222

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Диск заднего тормоза TORNADO ВАЗ 2121-2131 /Нива/, ВАЗ 2123 /Нива-Шевроле/ (2 штуки)

Диск заднего тормоза TORNADO ВАЗ 2121-2131 /Нива/, ВАЗ 2123 /Нива-Шевроле/ (2 штуки)

0

3 670

Артикул: 2121-3502071

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
ПРОКЛАДКА ПРИЁМНОЙ ТРУБЫ 2110 (ПЕРФОМЕТАЛЛ) ''TRIALLI''

ПРОКЛАДКА ПРИЁМНОЙ ТРУБЫ 2110 (ПЕРФОМЕТАЛЛ) ”TRIALLI”

0

150

Артикул: GZ10201121

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Кольцо катализатора уплотнительное Lada 2110

Кольцо катализатора уплотнительное Lada 2110

0

110

Артикул: 21101206057

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Приемная труба 2112 16кл 1.5

Приемная труба 2112 16кл 1.5

0

1 080

Артикул: 30712

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
ВАЗ 2108-99 пружины задние драйв -90мм 2шт

ВАЗ 2108-99 пружины задние драйв -90мм 2шт

0

2 280

&nbsp

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Цилиндр сцепления главный TRW/Lucas

Цилиндр сцепления главный TRW/Lucas

0

1 970

Артикул: PND 121

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Цилиндр тормозной главный TRW/Lucas

Цилиндр тормозной главный TRW/Lucas

0

2 590

Артикул: PMD 204

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Муфта эластичная "TURBOTEMA" 2101-07 СПОРТ на полиуретановых сб, Д16Т

Муфта эластичная “TURBOTEMA” 2101-07 СПОРТ на полиуретановых сб, Д16Т

0

4 410

Артикул: ТТ-02777

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
картридж передний газовый kayaba Ultra SR Lada 2110/2111/2112

картридж передний газовый kayaba Ultra SR Lada 2110/2111/2112

0

3 510

Артикул: 375 038

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Датчик температуры ОЖ Hella

Датчик температуры ОЖ Hella

0

1 870

Артикул: 6PT 009 107-271

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар
Пружины "Klakson" Ваз 2123 передние пружины +50 2шт.

Пружины “Klakson” Ваз 2123 передние пружины +50 2шт.

0

2 520

Артикул: K502123-2

Быстрый просмотр

Добавить в избранное

Отложить товар

Диагностика насоса

Но нужно все же провести тестирование агрегата, чтобы не снимать его зря. Первое действие – это проверка давления в системе. Устанавливаете любой подходящий манометр и фиксируете давление. Если оно низкое, то потребуется проводить ремонт узла. Второе действие – это проверить состояние сетки маслозаборника. Для этого нужно установить автомобиль на смотровую яму, полностью слить масло и снять поддон. Чтобы его демонтировать, придется выкрутить все болты при помощи ключа на «10». При установке рекомендуется использовать новую резиновую прокладку.

Как произвести замену масляного насоса своими руками

Выяснив, что маслонасос нуждается в замене или ремонте, необходимо снять механизм с двигателя.

Инструменты для работы

Для того чтобы демонтировать узел, потребуется стандартный набор автомобилиста, состоящий из такого перечня:

  • ключей на «10» и «13»;
  • торцовых головок;
  • удлинителя;
  • карданных шарниров.

Как снять маслонасос

Если работы будут проводиться на инжекторном моторе, а не на карбюраторном, то с двигателя потребуется снять датчик положения коленвала. В остальном демонтаж механизма выполняют в одинаковой последовательности:

  1. Обесточиваем бортовую сеть автомобиля путём снятия «—» провода с аккумулятора.
  2. Ослабляем крепёж генератора и снимаем ремень.
    Ремень генератора

    Одной из первых процедур по демонтажу маслонасоса является снятие ремня генератора

  3. Подготовив чистую ёмкость, сливаем в неё масло с двигателя. Затем снимаем защиту мотора и сам поддон.
    Защита мотора

    После слива масла демонтируют защиту двигателя и поддон картера

  4. Снимаем ремень распредвала.
    Ремень ГРМ

    Чтобы демонтировать шкив коленвала, потребуется снять ремень ГРМ

  5. После демонтажа ремня коленвал и распредвал вращать нельзя, чтобы избежать удара клапанами по поршням.
  6. Снимаем шкив коленвала, для чего потребуется открутить болт.
    Шкив коленвала

    Одним из шагов по демонтажу масляного насоса является снятие шкива коленвала

  7. Демонтируем маслоприемник. Для этого откручиваем 2 болта на крышке коренного подшипника и 1 болт, которым крепится маслоприемник к самому масляному насосу.
    Демонтаж маслоприёмника

    Маслоприёмник крепится к крышке коренного подшипника двумя болтами и одним болтом — к масляному насосу

  8. Чтобы снять насос, откручиваем крепёж из шести болтов. Делать это нужно аккуратно, чтобы не потерять расположенные под ними шайбы.
    Крепёж масляного насоса

    Насос крепится шестью болтами, откручиваем их

  9. После откручивания всех крепёжных элементов, снимаем непосредственно масляную помпу.
    Масляный насос ВАЗ 2108

    Отвернув все крепёжные элементы, сдвигаем насос от крышки коренного подшипника и демонтируем с двигателя

Видео: демонтаж масляного насоса на ВАЗ 2108/2109

Установка насоса

Чтобы выполнить обратную сборку, следуют таким пошаговым инструкциям:

  1. Прежде чем выполнить монтаж узла, ведущую шестерню устанавливают соответствующим образом.
    Установка ведущей шестерни

    Перед установкой масляного насоса на место ведущую шестерню следует выставить в определённом положении

  2. Шестерёнка должна совпасть с соответствующими лысками на коленвале.
    Лыски на коленвале

    Ведущая шестерня должна совпадать с лысками на коленчатом валу

  3. Перед установкой механизма смазывают рабочую кромку переднего сальника коленчатого вала моторным маслом.
    Смазка сальника

    Перед тем как установить насос, рабочую кромку сальника промазывают моторным маслом

  4. После смазки уплотнительного элемента и его монтажа аккуратно устанавливают маслонасос на коленвал. Затем заворачивают крепёж насоса.
    Установка маслонасоса

    После смазки сальника моторным маслом и установки его на своё посадочное место, производят монтаж насоса

  5. Монтируют все оставшиеся детали, которые были сняты для замены масляного насоса, в обратной последовательности.

Видео: как установить масляный насос на ВАЗ с передним приводом

Как отремонтировать масляный насос ВАЗ 2108/2109

Торопиться с заменой маслонасоса на новый не стоит, ведь механизм можно отремонтировать своими руками. Для качественного проведения процедуры понадобится специальный инструмент:

  • штангенциркуль;
  • микрометр (0–25 мм);
  • плоские щупы;
  • металлическая линейка.

Если же такого перечня инструментов нет, то ремонтом лучше не заниматься и попросту купить новый насос.

Инструменты для ремонта насоса

Основными инструментами при ремонте масляного насоса являются микрометр, штангенциркуль, щупы и металлическая линейка

Как разобрать маслонасос

Демонтировав механизм с автомобиля, для проведения ремонта потребуется его разборка. Процедура предполагает выявление износившихся элементов и их последующую замену. В результате дефектовки может выясниться, что насос проще выбросить, чем отремонтировать. Поэтому такой поворот событий исключать не стоит.

Конструкция масляного насоса

Детали масляного насоса: 1 — передний сальник коленчатого вала; 2 — крышка насоса; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — маслоприемник; 5 — корпус насоса; 6 — ведомая шестерня; 7 — ведущая шестерня; 8 — редукционный клапан; 9 — пружина клапана; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо масляного насоса

Разборку производим следующим образом:

  1. Для разделения насоса на две части, откручиваем болты, которыми крепится крышка к корпусу, после чего убираем её в сторону.
    Разборка масляного насоса

    Крышка к корпусу крепится на шести болтах, которые необходимо открутить

  2. Извлекаем из корпуса две шестерни — ведущую и ведомую.
    Шестерни маслонасоса

    Масляная помпа имеет ведомую и ведущую шестерни

  3. Демонтируем редукционный клапан, для чего откручиваем пробку и вынимаем из отверстия пружинку, а после и сам клапан. Если с извлечением элемента возникают трудности, нужно аккуратно постучать корпусом маслонасоса по деревянному бруску.
    Демонтаж редукционного клапана

    Чтобы демонтировать редукционный клапан, потребуется открутить пробку

  4. После разборки механизма все детали промываем в керосине и протираем насухо ветошью. Оцениваем корпус и крышку на предмет возможных трещин и других повреждений. В посадочных местах для шестерён не должно быть сильной выработки, иначе насос придётся заменить.
    Крышка маслонасоса

    Оцениваем состояние крышки и корпуса масляного насоса, проверяем на предмет трещин, задиров и т. п

Замена сальника, крышки, прокладки и других деталей насоса

Одним из элементов, который нуждается в обязательной замене, даже при отсутствии видимых повреждений, является сальник. Помимо того, что со временем резина уплотнителя грубеет, рабочая часть также изнашивается. В результате сальник может попросту пропускать масло, что приводит к появлению течи. И также обязательной замене подлежит прокладка. Стоят эти комплектующие недорого, и экономия в этом случае попросту неуместна.

Сальник масляного насоса

При ремонтных работах с масляным насосом рекомендуется заменить также передний сальник коленвала

Более ответственная работа предстоит с проверкой корпуса, крышки и шестерён. Для начала нужно измерить зазор между шестерёнчатыми элементами и плоскостью корпуса. Для этого прикладываем металлическую линейку к плоскости корпуса и с помощью щупа производим замер между шестерней и линейкой. В этом случае зазор между ведущей шестерней должен составлять 0,12 мм, для ведомой — 0,15 мм.

Измерение зазора

При измерении зазора между плоскостью корпуса и ведущей шестернёй, показатель должен составлять 0,12 мм, между ведомой и корпусом — 0,15 мм

После этого производим замеры толщины самих шестерён: для ведущей номинальный параметр равен 7,45–7,47 мм, предельный составляет 7,42 мм. Ведомая шестерёнка имеет такую же номинальную толщину, а предельная равна 7,35 мм.

Толщина шестерён

При проведении ремонтных работ с масляным насомом выполняют измерение толщины ведущей и ведомой шестерён

Затем приступаем к замерам посадочного места ведомой шестерни и толщины сегмента, который располагается между двумя шестернями механизма в корпусе. В первом случае показатель не должен быть более 75,1 мм, во втором — не менее 3,4 мм.

Измерение диаметра посадочного места

Замер посадочного отверстия ведомой шестерни и толщины сегмента в корпусе масляного насоса

Нелишним будет также проверить возможную деформацию крышки. Для этого её укладывают на ровную поверхность и покачивают: зазор должен отсутствовать. В случае обнаружения деформации её устраняют путём шлифовки.

Внимание стоит обратить и на отверстие под редукционный клапан, диаметр которого должен составлять 12,03 мм. Пружина без нагрузки должна иметь размер 44,72 мм, под нагрузкой в 4±0,24 кг/с — 31,7 мм.

Крышка насоса

В случае деформации может потребоваться шлифовка плоскости крышки масляного насоса

После дефектовки производим замену износившихся деталей на новые, проводим повторно замеры, смазываем все элементы моторным маслом и устанавливаем механизм на двигатель. Перед монтажом рекомендуется выполнить чистку маслоприемника.

Видео: ремонт маслонасоса на ВАЗ 2108/2109

Замена масляной помпы на ВАЗ 2108/2109 не является сложной процедурой. Следуя пошаговой инструкции и используя стандартный набор инструментов, каждому автолюбителю по силам самостоятельно выполнить такую работу. С ремонтом маслонасоса ситуация несколько иная: для починки понадобится измерительный инструмент, позволяющий выявить и заменить проблемную деталь.

  • Автор: Владимир Долженков
  • Распечатать
Оцените статью:

(14 голосов, среднее: 3.7 из 5)

Конструкция

Сегодня есть три типа насосов:

  • 2-х шестеренные насосы, в них одна шестерня подсоединяется к валу, который начинает работать от промежуточного или распредвала ваз. Данный насос устанавливается внутри поддона, располагающегося в нижней области блока цилиндров. Обычно частота вращения элемента равна ½ частоты вращения мотора.
  • В героторном насосе имеется вращающаяся малая передача внутри наружной передачи. Этот насос размещается в нижней области мотора в поддоне.
  • Внутренний насос зачастую устанавливается на фронтальной крышке двигателя. Он начинает функционировать от коленвала. Конструктивно такой механизм похож на героторный механизм, но в данной ситуации он сменяет переднюю заслонку двигателя. В результате есть возможность генерации большего потока масла с большим давлением.

Сторонние жидкости в поддоне

Что касается повышенного уровня масла, то проверять систему смазки не обязательно, поскольку причина срабатывания лампы – попадание технических жидкостей в поддон. И здесь следует установить, откуда они просачиваются и устранить поломку.

Если вместо масла обнаружена эмульсия асфальтного или другого цвета — это утечка антифриза. Охлаждающая жидкость обычно попадает в поддон из-за повреждения прокладки ГБЦ, которую придется заменить, чтобы решить проблему.

А вот если эмульсия отсутствует, но уровень выше нормы, а само масло сильно жидкое – в поддон проникает топливо. Основные причины этого явления таковы:

  • Залегание колец;
  • Пропуски зажигания;
  • Износ ЦПГ.

В результате таких неисправностей, топливо, подаваемое в камеры сгорания, не сгорает, а по стенкам цилиндра стекает в поддон.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...