Как ведет себя двигатель при неисправном датчике дроссельной заслонки

Признаки неисправности ДПДЗ. Проверка и замена датчика положения дроссельной заслонки.

Принцип работы ДПДЗ

Датчик представляет собой потенциометрический резистор, один из контактов которого присоединен к опорному напряжению контроллера, второй к «земле». Третий контакт – с движущимся элементом, является выводом сигнала датчика. Располагается сбоку на патрубке дросселя напротив рычага управления заслонкой.

Нажатие на педаль газа, ось заслонки дросселя путем своего вращательного движения, передает сигнал на датчик. Из-за этого изменяется напряжение на выходном контакте, сказывающееся на работе бортового компьютера.

На Niva Chevrolet устанавливаются 2 вида ДПДЗ:

  1. Контактные (пленочно-резистивные).
  2. Бесконтактные (магниторезистивные).

Чаще всего ломаются первые. Их работа заключается в движении ползунка по резистивным дорожкам, которые от времени истираются. Из-за этого датчик начинает выдавать некорректные данные на «мозги».

Резистивные функционируют по принципу схемы, включающей датчик магнитного поля и микроконтроллер. Служат гораздо дольше, потребляют меньше электроэнергии.

Совет. Контактные ДПДЗ часто перегорают при скачках напряжения бортовой сети.

210782727.jpgОбщая информация

Дроссельная заслонка является важной составляющей системы подачи топлива в цилиндры мотора транспортного средства. Она регулирует объем подаваемого воздуха при создании горючей смеси и отвечает за соблюдение оптимальной для воспламенения пропорции бензина и кислорода.

По конструктивным особенностям, ДПДЗ представляет собой своеобразный клапан, регулирующий в топливной системе уровень воздушного давления при открывании и закрывании. В открытом положении давление увеличивается до атмосферного, а в закрытом — приближается к состоянию вакуума.
Датчик положения дроссельной заслонки состоит из двух пассивных элементов, один из которых постоянный, а второй — переменный, суммарное сопротивление которых находится на уровне 8 кОм. На один из выходов резисторов подается постоянное напряжение, а второй подключен к массе. Таким образом, посредством изменения величины напряжения происходит передача сигнала о текущем месторасположении дроссельной заслонки в конкретный момент времени и управление положением дроссельной заслонки.

На что влияет работа датчика положения дроссельной заслонки

ДПДЗ (другое название TPS) предназначен для определения угла положения дроссельной заслонки (устанавливается на ее оси) и передачи снятых показаний ЭБУ. Также он отслеживает скорость перемещения заслонки (при резком нажатии на педаль газа) и моменты, когда она находится в крайних положениях.

zen.yandex.ru

От этих показаний зависит многое – электронный блок управления, на основании полученных данных, формирует правильный угол опережения зажигания при определенных режимах работы двигателя, подает команды на подачу топлива в нужной дозировке. Все это влияет на формирование оптимальной топливно-воздушной смеси, а соответственно, и на мощностные показатели мотора.

Также, на основе полученных данных ЭБУ корректирует работу электронных систем: ABS, ESP, круиз-контроль, противопробуксовочная и других.

Chevrolet Niva БЕЛЫЙ АЙСБЕРГ › Бортжурнал › Дроссель на 54мм

Увеличенная дроссельная заслонка на 54мм.

Давно хотел, долго расспрашивал о нем, в т.ч. здесь, ничего особо внятного так и не получил, и решил, что уже надо просто найти его у себя в городе, купить и поставить) Найти оказалось не так просто, хотел именно на 54, как средний вариант, на самом большом авто рынке не оказалось вообще никаких ) Далее нашел в одном известном в городе магазе тюнячек на 52 за 1500, дороже чем обычно конечно, но решил брать и его, потом позвонил еще в один магаз и именно там нашел один единственный на 54, за ту же цену. Он именно Шнивовский. Взял. Сегодня потратил минут 30 на установку. Все прошло гладко ) Прочитал в инете, что на мозгах Бош надо после установки повернуть ключ в первое положение, затем выключить обратно, и уже затем заводить. Не знаю, что было бы, если так не делать, но я так сделал на всякий пожарный ) Затем уже завел, обороты сразу в норме. Все работает )

Где находится у «Шевроле Нива»

Как следует из описания принципа работы, регулятор располагается на корпусе дроссельного узла системы питания, внизу слева по ходу движения. Расположен он довольно неудобно, что может создавать проблемы при его замене без определенного навыка.

РХХ помещен в гнездо корпуса и закреплен двумя винтами. Между регулятором и корпусом расположено уплотняющее резиновое кольцо, препятствующее подсосу воздуха в обход клапана.

Найти регулятор визуально поможет хорошо видимый сектор, надетый на ось дроссельной заслонки. К нему подходит тросик от педали акселератора, что прекрасно видно при взгляде на двигатель сверху. С противоположной от тросика стороны дроссельного узла расположены два датчика. Верхний из них находится на одной оси с сектором тросика — это датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). А искомый РХХ стоит сразу под ним, с той же стороны.

Признаки неисправности

Точно определить состояние датчика положения дроссельной заслонки получится только с помощью сканера или вольтметра. Однако неисправности имеют и внешние проявления:

  • Падение мощности двигателя.
  • Ухудшение реакции мотора при нажатии на акселератор.
  • Растет расход бензина.
  • Двигатель неустойчиво работает на малых или больших оборотах.
  • Машина разгоняется рывками.
  • Холостые обороты произвольно меняются или мотор глохнет при отпущенной педали газа.
  • Горит желтая лампа «Check engine» на панели приборов.

Фото 3Чаще всего проблемы возникают с приборами резистивного типа. В них стирается или загрязняется проводящий слой на дорожках.

В результате напряжение при повороте заслонки меняется нелинейно.

Также в датчике может сломаться подвижный сердечник. В этом случае он вовсе не реагирует на движения дросселя.

Принцип работы датчика

Существуют два конструктивных исполнения датчика:

Признаки выхода датчика из строя

Эксплуатация транспортного средства сопряжена с высоким уровнем износа всех деталей и узлов, в результате чего каждый элемент, рано или поздно, приходит в негодность. ДПДЗ не является тому исключением и, даже, наоборот, ломается значительно чаще других деталей, поскольку процесс его работы происходит в условиях экстремальных температур.

neispravnosti-dpdz.jpgПри выходе датчика из строя необходимо своевременно устранить неисправность, однако, для этого нужно обладать знанием признаков, которые сопровождают неисправность. Основной среди них является стабильность работы силового агрегата в режиме холостого хода. Если он сопровождается резким падением или возрастанием крутящего момента, то это говорит о том, что с электронным элементом, отвечающим за работу дроссельной заслонки, явно существуют какие-то проблемы. Другим показателем выхода из строя ДПДЗ является постоянно глохнущий мотор при отпускании педали газа. О необходимости замены прибора может свидетельствовать и падение динамических характеристик автомобиля, который станет уже набирать скорость или вообще не будет никакого эффекта от нажатия на педаль газа. Очень часто коленчатый вал не сбрасывает обороты ниже полутора тысяч в минуту на холостом ходу. Это лишь небольшая часть из всех возможных симптомов поломки узла, однако, всех их объединяет нестабильная работа двигателя. Поэтому если вы столкнулись с проблемой, когда мотор вашего автомобиля начал вести себя крайне подозрительно, поиск неисправности следует начинать именно с датчика дроссельной заслонки. Стоит отметить, что выход из строя это узла сопровождается идентичными признаками практически у всех моделей автомобилей ВАЗ, поэтому диагностика неисправности не составит особого труда.

Рекомендации по уходу и обслуживанию датчика

Чтобы датчик на Niva Chevrolet функционировал надежно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Четко соблюдайте требования изготовителя (они изложены в инструкции).
  2. Соблюдайте периодичность проведения ТО.
  3. Используйте соответствующие детали, артикулы которых соответствуют маркировке автомобиля.
  4. Установить своими силами датчик несложно, но опыт при этом все же приветствуется. Если ранее работы не выполнялись вообще, рекомендуется обратиться в специализированные мастерские.
  5. Нельзя устанавливать датчики от иных технических средств, несмотря на их внешнее сходство. Полноценная функциональность не будет гарантирована.

Регулировка ДПДЗ

Если в процессе диагностики была обнаружена нестабильная работа двигателя, вызванная неисправностью датчика дроссельной заслонки, то необходимо выполнить регулировку этого электронного элемента. Первым делом необходимо отсоединить патрубок, по которому осуществляется подача воздуха. После этого, следует промыть его при помощи сильных растворителей, например, бензина или спирта. Для более качественного устранения загрязнений рекомендуется использовать кусок плотной ткани. Как только с патрубком будет покончено, аналогичную процедуру необходимо проделать с впускным коллектором и дроссельной заслонкой. Когда очистка будет завершена, осмотрите все элементы на наличие возможных механических повреждений.

zamena-korpusa-drosselnoj-zaslonki-2.1600x0.jpgЕсли с заслонкой все в порядке, то можно приступать непосредственно к самой регулировке. Первым делом, ослабляем фиксирующие винты. Для этого резко поднимаем их и резко отпускаем. Когда они ослабляться, вы услышите удар об упор. После этого, регулируем степень натяжения винтов до того момента, пока педаль газа не перестанет закусываться. Теперь, необходимо открутить фиксирующие датчик гайки и немного провернуть его, пока не будет достигнуто положение, когда изменение напряжения будет происходить исключительно при открытии заслонки. Когда желаемый результат будет достигнут, закручиваем до упора гайки, чтобы датчик надежно сидел во время езды и наслаждаемся стабильной работой силового агрегата.

Работой двигателя современного авто полностью управляет электроника. Контроллер собирает показания нескольких датчиков, готовит смесь топлива с воздухом и подает в цилиндры в нужном количестве. Поломка любого из этих измерителей влечет проблемы с мотором: сбои, повышенный расход горючего и потерю мощности. В данной публикации предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки (сокращенно – ДПДЗ), поскольку он чаще остальных выходит из строя, заставляя автолюбителей нервничать и искать неполадки в силовом агрегате.

neispravnost_DPDZ_main.jpg

Как проверить ДПДЗ

Удобнее всего работу ДПДЗ Нива Шевроле проверить тестированием. Для этого понадобится мультиметр. Цель заключается в определении наличия электропитания на контактах датчика, измерения напряжения и выявлении причин поломки. Они могут заключаться в неисправности самого агрегата, плохом контакте между ползунком и резисторной дорожкой или проблемами в электрической сети транспортного средства.

Наличие «земли»

Цель проверки заключается в измерении «минусового» питания, датчика:

  1. Отсоединить провод питания от разъема.
  2. Осмотреть на присутствие грязи, окисления или механических повреждений.
  3. Установить мультиметр на шкалу 20V в постоянном напряжении (DCV).
  4. Повернуть ключ зажигания в положение ON (двигатель не запускать).
  5. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсу» на АКБ.
  6. Черным прикоснуться к каждому из трех контактов на проводке, подключаемой к датчику.

На одном из контактов экран прибора покажет напряжение в 12V. Это означает, что «земля» на датчике есть. Если ни на одном из них питание не отображается, причина неисправности датчика дроссельной заслонки Нива Шевроле, заключается в отсутствии «земли».

Питание от источника опорного напряжения

Цель проверки – измерение подающегося на ДПДЗ электропитания. Работа механизма будет нарушена при недостающем или отсутствующем напряжении:

  1. Подключить черный щуп мультиметра в «земле».
  2. Ключ зажигания повернуть в положение ON. Двигатель не запускать.
  3. Красный щуп присоединить к каждому из оставшихся двух контактов датчика.
  4. На одном из них отобразится питание около пяти V. Третий провод будет сигнальным.

Если напряжение ни на одном из проводов не выявлено, причина неисправности ДПДЗ Niva Chevrolet в электропроводке.

Проверка выдаваемого сигнала

Цель измерения заключается в проверке значения, выдаваемого датчиком при работающем дросселе. Сверка делается в разных положениях — полностью открытой, прикрытой и полностью закрытой дроссельной заслонке:

  1. Красный щуп мультиметра присоединить к сигнальному, черный – к земляному контакту.
  2. Включить зажигание в положение ON. Двигатель не запускать.
  3. Убедиться в том, что заслонка дросселя закрыта полностью.
  4. Мультиметр должен показывать значение 0,7 V.
  5. Если на экране отображается 0, продолжить: постепенно приоткрыть дроссельную заслонку. Значение при этом тоже должно увеличиваться. При открытой до конца, напряжение находится в диапазоне 4-5 V.
  6. Если ДПДЗ при открытой заслонке не выдает пяти вольт, замените его на новый.

Важно! При выполнении проверки в память бортового компьютера может попасть ошибка, которая будет высвечена контрольной лампой «Проверьте двигатель». После завершения ремонтных работ очистите систему бортовой диагностики вручную.

Советы по выбора ДПДЗ

Дешевый вариант это датчика — это пленочно-резистивный дроссельный датчик. Обычно он быстро ломается.

Раз уж меняете датчик, то меняйте сразу на хороший. А хорошим считается бесконтактный датчик. Он подороже, но служит дольше. В итоге все равно выгоднее его брать. Он работает на магниторезистивном эффекте.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Восстановить работоспособность можно сняв датчик с машины, вставив в отверстие плоскую отвертку и произведя легкие вращательные движения. Это очистит налет с резисторной дорожки. Если не помогло – ставят новый.

Во всем остальном датчик дроссельной заслонки Нива Шевроле не ремонтопригоден. Поэтому при обнаружении его неисправности, рекомендуется поменять его на новый. Предпочтительнее устанавливать бесконтактный тип. Хотя его цена значительно выше, агрегат более практичен, неприхотлив и долговечен.

Полезно. Регулировке ДПДЗ не подлежит. Контроллером используется минимальное напряжение сигнала на холостом ходу в утвержденной точке отсчета.

Выбор запчастей

Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки для Нивы Шевроле взаимозаменяем с моделями десятого семейства ВАЗ, LADA Samara, LADA Kalina, LADA Priora, LADA Granta, LADA 4х4. Код товара 21120-1148200-82.

Замена ДПДЗ в Нива Шевроле

Для замены ДПДЗ Нива Шевроле понадобится плоская и крестовая отвертки. Порядок работ следующий:

  1. Поддеть резиновые защелки и удалить пластиковый кожух с двигателя.
  2. Снять колодку проводки.
  3. Открутить 2 винта крепления.
  4. Демонтировать старый датчик.
  5. На его место установить новый.
  6. Закрутить винты, присоединить проводку и проверить работоспособность.

Какой выбрать

Цена контактного ДПДЗ начинается от 100 руб, зависит от производителя. Бесконтактные достигают тысячи и выше:

  • Калужский завод электронных изделий: 350-550 руб.
  • General Motors: 400-600 руб.
  • Bosch: 800-1100 руб.

Замена ДПДЗ на ВАЗ-2123

Замена датчика не требует особого  инструмента. Достаточно лишь крестовой и плоской отвертки. Если вы хотите решить проблему раз и навсегда, купите бесконтактный прибор от Bosch или General Motors.

Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется следующим образом:

Совет: если напряжение на резистивном датчике меняется рывками, есть шанс восстановить его работоспособность. Снимите деталь, вставьте плоскую отвертку в отверстие, которое надевается на вал дросселя и без лишних усилий покрутите «туда-обратно» в течение минуты. Это поможет удалить загрязнение с резистивных дорожек и прибор начнет корректно работать.

Конструкция Нивы Шевроле не предполагает регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на его выходе отличается от номинального, деталь неисправна и подлежит замене.

Снятие и установка датчика положения коленчатого вала

Датчик установлен на крышке привода газораспределительного механизма, в ее нижней части.

Вам потребуется отвертка.

1. Отожмите отверткой или пальцем пластмассовую защелку крепления колодки жгута проводов и отсоедините колодку от датчика.

2. Выверните винт крепления датчика и…

3. …извлеките датчик из отверстия прилива крышки

4. Проверьте сопротивление датчика. У исправного датчика оно должно быть 0,55–0,75 кОм.

5. Устанавливайте датчик в порядке, обратном снятию.

Настройка датчика

Если в ходе проверки были выявлены небольшие превышения показателей, то следует постараться настроить ДПДЗ. Начинается процесс с небольшой подготовительной работы, касающейся других элементов. Аккуратно отсоединяется пропускающая воздух гофрированная трубка. Ее надо тщательно почистить при помощи бензина, спирта или другого подходящего средства, а потом вытереть тряпочкой, чтобы поверхность была сухой. После этого впускной коллектор и дроссельная заслонка также должны быть приведены в порядок.

Если в течение этой процедуры не было обнаружено никаких повреждений механического характера, которые и были способны привести к разрушению, можно переходить к регулировке ДПДЗ. Посредством ключа надо несколько ослабить скрепляющие винты и поднять заслонку. Потом ее следует быстро опустить. В этот момент должен раздаться звук удара. Если такового не произошло, действие понадобится повторить, пока он не будет хорошо различим.

Далее винты стоит еще чуть ослабить и зафиксировать их в таком положении. Потом необходимо перейти к непосредственно самому датчику, ослабить его болтовые соединения и немного повернуть корпус прибора. ДПДЗ должен располагаться таким образом, чтобы лишь при открытии дроссельной заслонки изменялось напряжение. Когда все будет установлено, элементы снова скрепляются. Устройство готово к работе. Теперь проблем с двигателем быть не должно.

Датчик педали тормоза

Датчик педали тормоза устанавливается на педальном узле под рулевой колонкой Нивы. В автомобилях без системы Е-ГАЗ отвечает только за включение и отключение стоп-сигналов. В автомобилях, которых установлен электронный дроссель и, следовательно, электронная педаль газа, данный датчик влияет на работу педали. При поломке датчика тормоза перестает работать педаль газа.

Признаки неисправности:

  • Не работает педаль газа;
  • Рывки при движении на постоянной скорости;
  • Потеря мощности и динамики автомобиля;

Датчик скорости (ДС)

Датчик скорости автомобиля Нива установлен в раздатке. Функциями датчика является передача показаний о скорости автомобиля. Так же датчик формирует топливную смесь, при движении автомобиля на нейтральной скорости можно заметить, что обороты немного выше, чем при работе автомобиля на ХХ стоя на месте. Повышенные обороты при движении необходимы для избегания провалов при включении скорости и резком ускорении.

Признаки неисправности ДС:

  • Повышенный расход топлива;
  • Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
  • Провалы при ускорении;
  • Не работает спидометр;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...