Как сделать десульфатирующее зарядное устройство своими руками?

В каких случаях нужна десульфатация автомобильного аккумулятора. Стоит ли переплачивать за зарядное устройство с десульфатацией или можно обойтись без этой функции. Что произойдет с АКБ при чрезмерной сульфатации. Об этом и много другом поговорим в нашей статье.

Принцип работы десульфатора

Десульфатор питается от батареи, которую восстанавливает. По этой же цепи питания он генерирует обратные короткие мощные импульсы высокой частоты. Давно известно, что такие импульсы вводят в резонанс молекулы сульфата свинца, в результате происходит обратный процесс – десульфатации и аккумулятор восстанавливает свою емкость и сопротивление.
Конечно, у этого метода восстановления есть и минусы: не все АКБ поддаются восстановлению, а порядка 85 процентов. И это, я вам скажу, очень хорошая вероятность чтобы попробовать данный способ. Ещё одним минусов является очень длительный процесс протекания восстановления, которой может длиться от суток до месяца.

Десульфатация кислотного аккумулятора

Когда аккумулятор отдает энергию, он разряжается за счет протекания химической реакции:

Pb +2H2SO4 +2PbO2 -> 2PbSO4 +2H2O

Pb – это свинцовая пластина

PbO2 – активная замазка на угольной решетке

PbSO4 – мелкие кристаллы, которые разрастаясь, закрывают пластину

Но когда аккумулятор заряжается от генератора или сети реакция идет в обратную сторону, то есть сернокислый свинец распадается на ионы свинца и кислотный остаток. И все было бы хорошо, но часть кристаллов, при хроническом недозаряде и глубоком разряде аккумулятора, разрастается и не участвует в реакции. Вещество нерастворимой серо-желтой пленкой покрывает пластину, забивает поры, не пропускает заряженные ионы к токопроводящим пластинам. Этим объясняется быстрая подзарядка аккумулятора и моментальная разрядка – нет емкости.

Слева отрицательные справа положительные

Возвратить емкость аккумулятору можно, если не осыпалась замазка, и не разрушились пластины – то есть электролит в банках светлый, без взвеси. Цель десульфатации АКБ – очистить механически, химически или электротоком пластины, восстановить или заменить электролит. Схемы снятия осадка отработаны годами. Есть методы десульфатации АКБ, применяемые в сервисных центрах и доступные в домашних условиях.

Зачем нужны зарядники с десульфатацией

Когда заряженный АКБ перестает запускать двигатель, большинство водителей просто меняют его на новый. Среди множества причин скоропостижной смерти аккумулятора, одной из наиболее частых, является сульфатация активной массы его пластин. Это преобразование электролита на пластинах в кристаллы сульфата, постепенно забивающих рабочую поверхность. В итоге емкость аккумулятора снижается до 80%. И соответственно, обратный процесс очищения пластин АКБ называется десульфатацией и может осуществляться разными методами.

В интернете немало способов, как восстановить ёмкость аккумулятора собственными руками: от разбора батареи и механической ее очистки до заливки особых растворов для растворения сульфата. Все эти доморощенные методы не только затратные и сложные, они способны окончательно добить АКБ. Самое надежное средство для очищения пластин – специальные зарядные устройства, работающие в режимах «заряд — разряд».

Как сделать десульфатацию на автомобильный аккумулятор

Десульфатор

Естественный процесс старения аккумулятора в связи с потерей емкости, в результате осаждения трудно растворимых солей можно отложить своевременной десульфатацией стартового или тягового аккумулятора.

Все методы можно классифицировать по видам:

  • Воздействие электрическим зарядом – постоянным током малой величины, импульсным током, переполюсовкой.
  • Химические методы с использованием разрушителей осадка с последующей заменой электролита. Или растворение в дистиллированной воде осадка малым током зарядки
  • Механические – когда вынутые из банок пластины восстанавливают механической обработкой.

В целях профилактики периодически в электролит добавляют присадки, препятствующие появлению сульфатного камня, но они разрушают пластины, сокращая срок службы аккумулятора.

Схема десульфатора

max_g480_c12_r4x3_pd10

На микросхеме 555 собран задающий генератор, которой генерирует короткие импульсы частотой 1-3 кГц. Элементы C1 и R3 фильтруют напряжение, обеспечивая нормальную работу генератора. Выход микросхемы нагружен на транзистор, который коммутирует индуктивности. В катушке L1 как раз и возникает мощный короткий импульс после закрытия транзистора. Этот импульс возвращается обратно в батарею через диод D1 и конденсатор C4.

Детали:С1, С4 – емкость указана в микрофарадах. С1 лучше брать не на 30 мкФ, а на 300 мкФ. С4 лучше делать составным, соединив параллельно 4 конденсатора по 22 мкФ, так как на него возлагается очень большая нагрузка.

Индуктивности L1 и L2 намотаны на ферритовых кольцах. Тут все зависит от проницаемости магнитного сердечника и диаметра кольца. L1 у меня содержит примерно 45 висков провода 0,8 мм, а катушка L2 70 витков такого провода. Вообще, я рекомендую пользоваться тестером с замером индуктивности, при намотке катушек. Кольца можно взять от ненужных компьютерных блоков питания.
D1 – любой мощный на 15-25 А.

Особенности

Изготовленное своими руками десульфатирующее зарядное устройство отличается тем, что мастер направляет все силы на очищение пластин аккумулятора от сульфата свинца. На финальном этапе можно существенно увеличить емкость батареи. Реабилитация проводимости пластин позволяет добиться уверенного и качественного запуска автомобиля, независимо от температуры окружающей среды. Срок эксплуатации батареи существенно возрастает. Правильно выполнить разрушение пленки из сернокислого свинца может каждый мужчина в домашних условиях. Более простой вариант сборки устройства – приобретение китайского комплекта с инструкцией и всеми необходимыми деталями. Схема довольно простая и быстро собирается. Этот вариант особенно актуален среди новичков.

Работа со старым аккумулятором

Основные признаки

Самым явным признаком того, что батарея не выдает нужный ток из-за сульфатации, является образование на пластинах серого сплошного налета. Рассмотреть его не всегда возможно из-за особенностей АКБ. Для обслуживаемых батарей, которые оснащены съемной крышкой, есть возможность открыть прибор и заглянуть в него.

В ином выполнении аккумулятора, если он полностью запаян, такая операция требует распила батареи, что небезопасно для человека.

Признаки сульфатации аккумулятора:

  • Полностью заряженная батарея не способна запустить мотор транспортного средства
  • Емкость батареи снизилась
  • Показатели плотности электролита свидетельствуют о снижении номинального значения
  • Быстро закипают банки прибора в процессе зарядки
  • Аккумулятор неестественно быстро заряжается или разряжается

Для увеличения срока службы АКБ и возврата рабочего состояния необходимо правильно производить десульфатацию прибора.

Ампер-вольт метр цифровой

Для удобства добавлен вольтметр на ICL 7107, чтобы можно было контролировать ток и напряжение во время зарядки и после отключения питания также можете проверить напряжение батареи, нажав кнопку на передней панели ЗУ. Также имеется возможность отключения функции десульфатации.

Корпус был создан на основе толстого куска оргстекла 10 мм и панели из нержавеющей стали — металлических листов.

Использование зарядки

Зарядное устройство использовалось довольно часто, оно здорово помогло несколько раз зимой. После этих использований можно смело сказать, что оно работает очень хорошо, особенно если батарея имеет значительную емкость.

А тем кто считает лишним заряжать десульфатирующим ЗУ напомним, что батарея, даже в образцовом промышленном приборе, на самом деле не заряжается на 100%. Эти паспортные 14,2 В являются неким безопасным уровнем, обеспечивающим эффективность батареи, но не обеспечивающим полный заряд. Поэтому раз в несколько месяцев стоит вынимать аккумулятор из машины и так сказать «подлечивать» его.

Скачать описание автомобильного зарядного и софт старта.

Китайский десульфатор

yandex.ruyandex.ru

Али Экспресс можно купить готовый комплект для сборки, смотрите – ТУТ.
Или уже полностью готовое устройство, смотрите – ТУТ.

Метод специалистов

Изготовление качественного десульфатирующего зарядного устройства ТОН основано на очистке от сернокислого свинца при помощи химически активных веществ. Опытным мастерам известно, что кислотные соединения вступают в реакцию со щелочью, из-за чего для работы нужно заранее подготовить соответствующий реагент. С последовательным расщеплением сернокислого налета поможет справиться обычная пищевая сода. Для проведения этой процедуры необходимо:

  1. Слить с зарядного устройства весь электролит, соблюдая правила безопасности.
  2. Щелочь нужно растворить в дистиллированной воде в соотношении 1:3.
  3. Нагреть смесь до кипения.
  4. Горячий щелочной раствор необходимо залить в банки аккумулятора на 35 минут.
  5. По истечении положенного времени средство сливают.
  6. Аккумулятор нужно промыть три раза чистой горячей водой.
  7. Остается только залить качественный электролит.

Если придерживаться всех правил во время изготовления простого десульфатирующего зарядного устройства, то емкость изделия существенно увеличится. Агрегат еще долгое время можно будет использовать по прямому назначению. Со временем на пластинах снова образуется налет.

Видео

Возможно, для вас будет полезным посмотреть предоставленное видео по десульфатации аккумулятора.

Самостоятельное изготовление

Схема десульфатирующего зарядного устройства для АКБ 12В позволяет создать своими руками агрегат, который будет осуществлять автономную очистку батареи, без предварительного демонтажа. Для работы понадобится снять минимум одну клемму, которая связана с автомобилем. За счет этого можно обезопасить электронику от вероятных нагрузок. Кроме стандартной очистки электродов от соляного налета с помощью десульфатора можно проводить регулярную профилактику. За счет этого можно существенно продлить эксплуатационный срок изделия. Для работы нужно подготовить:

  1. Реле с нормально замкнутыми контактами. Идеально подойдет модель с советского автомобиля.
  2. Лампочки либо нагрузочные резисторы.
  3. Реле поворотов. Желательно использовать импортные модели с напряжением 12 В. Чтобы повысить рабочее время, нужно заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости.
  4. Соединительные провода и паяльник.

Все эти детали входят в схему простого десульфатирующего зарядного устройства. Все отрицательные клеммы подключают к выходу такого же заряда устройства. К выходу на батарее подсоединяют поворотное реле. К плюсовому зарядному агрегату подводится выход реле аналогичного заряда. Конструкция нагружается активным резистором либо лампочками. Обязательно нужно контролировать сборку и проверку работоспособности изделия. Для этих целей больше подойдет вольтметр и амперметр.

схема простого десульфатирующего зарядного устройства
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...