Как работает термостат: устройство термостата, назначение, функции и виды

После прочтения статьи вы узнаете: зачем нужен термостат, как он работает и как понять, что он вышел из строя. Видео с наглядными примерами в конце.

Содержание

Назначение термостата в системе охлаждения

На современных автомобилях применяется гибридная система охлаждения двигателя — отбор тепла от наиболее нагретых участков производится циркулирующей охлаждающей жидкостью, а охлаждение происходит в радиаторе благодаря проходящему сквозь него потоку воздуха. Система устроена таким образом, что в ней присутствует два круга циркуляции охлаждающей жидкости: малый, включающий все элементы, кроме радиатора, и большой, в который входит и радиатор. Это сделано для быстрого выведения двигателя на оптимальный температурный режим при пуске.

Работают круги следующим образом. При запуске мотора вода циркулирует только по малому кругу — через водяную рубашку и насос. Так достигается быстрый прогрев двигателя до оптимальной температуры 85-90°C. Однако по мере прогрева мотора наступает момент, когда жидкость нужно охлаждать — здесь включается большой круг, и вода поступает в радиатор, где отдает излишнее тепло в атмосферу.

За переключение между кругами отвечает простое и компактное устройство — термостат. Это устройство состоит из клапана (или клапанов) и термоэлемента, изменяющего свои свойства при изменении температуры. Термоэлемент управляет клапаном, открывая и закрывая его при повышении и понижении температуры.

Термостат подключается к системе охлаждения между водяной рубашкой двигателя, насосом и радиатором, причем применяются три схемы подключения:

  1. Термостат включается между насосом, установленным на входе в водяную рубашку, и радиатором (его нижним бачком, то есть контактирует с охлажденным теплоносителем). При такой установке малый круг при открытии большого тоже остается открытым и по нему циркулирует жидкость. Используется одноклапанный термостат;
  2. Термостат включается между выходом водяной рубашки, радиатором (его верхним бачком) и насосом. При такой схеме подключения малый круг при открытии большого перекрывается и вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор. Используется двухклапанный термостат;
  3. Термостат включается между выходом водяной рубашки, входом насоса и нижним бачком радиатора. При таком подключении малый круг полностью перекрывается при включении большого. Используется двухклапанный термостат.

В двухконтурных системах охлаждения используется два термостата — по одному в каждом контуре. Схемы подключения термостатов в таких системах не отличаются от описанных выше.

Чтобы понять различие между термостатами и схемами их включения, нужно рассказать об их классификации, устройстве и принципе работы.

Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Технические вопросы

Модераторы: coupe, fallen_angel

Правила форума
– Давайте темам осмысленные названия. Темы с неопределенными названиями типа “помогите”, “нужен совет” будут удалены.

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение KAZAK 10 янв 2012, 00:21

Если термостат работает не правильно или не прогрет двигатель то расход увеличивается. Проверено лично мной.

:a_g_a:

BMW family BORISPOL

Изображение

Аватара пользователя
KAZAK   Сообщения: 495Зарегистрирован: 05 дек 2010, 17:26Откуда: БориспольАвто: BMW E36 323! / Opel Vectra CБаллы репутации: 6

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение horse740 10 янв 2012, 01:49

Зависит!
Как пример функциональной зависимости можно привести управляемый термостат на двигателе м54ту,м62ту и выше.
Для снижения токсичности и соответствия нормам EURO-3,4 на ХХ температура ДВС програмно поднимается до порога 110-115С градусов.

horse740   Сообщения: 90Зарегистрирован: 07 янв 2012, 03:24Авто: bmw 740Баллы репутации: 0

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение CAPMAT 10 янв 2012, 02:08

horse740 писал(а):Зависит!
Как пример функциональной зависимости можно привести управляемый термостат на двигателе м54ту,м62ту и выше.
Для снижения токсичности и соответствия нормам EURO-3,4 на ХХ температура ДВС програмно поднимается до порога 110-115С градусов.

Странно я думал тосол начинает кипеть при температуре 107-110 градусов

:ne_vi_del:

как тогда он будет охлождать стенки цилиндров

:upset:

ты не чего с цифрами не по путал

Аватара пользователя
CAPMAT   Сообщения: 1413Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:34Откуда: ЛуганскАвто: BMW 323 зеленкаБаллы репутации: 14

  • Сайт
  • ICQ

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение horse740 10 янв 2012, 02:52

Не попутал…

В контуре корректно функционирующей системы охлаждения должно присутствовать рабочее давление величина которого может доходить до 2 бар. А как известно из законов термодинамики при увеличении давления сместится и точка кипения жидкости в большую сторону пэтому реально кипение в контуре системы охлаждения произойдет не ранее 120-130С градусов.

Именно поэтому для “правильной” работы системы охлаждения важна ее герметичность и способность держатьдавление до 2 бар(все что выше стравливается клапаном в крышке расширительного бачка).

horse740   Сообщения: 90Зарегистрирован: 07 янв 2012, 03:24Авто: bmw 740Баллы репутации: 0

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение k-den 10 янв 2012, 09:55

Я думаю ни для кого не секрет, что во время прогрева двигатель работает на более обогащенной смеси. Соответственно при нерабочем термостате машина дольше прогревается, т.е. более длительное время работает на обогащенной смеси, соответственно выше расход. Если например поездки по городу на расстояния 15-20км(на работу с работы) то расход увеличится существенно.
зы: у брата на 2.8 моторе термостат был заклинен в открытом положении, после его замены расход упал где-то литра на 2.

k-den   Сообщения: 384Зарегистрирован: 21 июл 2010, 10:23Авто: БМВ e39 540Баллы репутации: 15

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение rus-ua 10 янв 2012, 10:27

Женя, поменял вчера заклинивший в открытом положении термостат…
К концу недели отпишусь по поводу расхода.)))

В жизни есть две вещи – женщины и BMW. Ну, женщины – это, конечно, не вещь, но BMW – это веееещь!!!

Аватара пользователя
rus-ua   Сообщения: 2108Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:29Откуда: ОдесскаАвто: Е36 B25 седан ’97Баллы репутации: 27

  • ICQ

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение Alexx-k 10 янв 2012, 12:11

kravaz писал(а):вот-вот, наблюдаю расход 14-15 литров в городе
в субботу сменю тормостат

А другие симптомы и предпосылки к замене термостата есть?

КОГДА УМРЕТ ЧУВСТВО ЙУМОРА – ОСТАНУТЬСЯ ОДНИ БОЙАНЫ

PS: когда я модер – пишу красненьким

Аватара пользователя
Alexx-k Администрация   Сообщения: 17974Зарегистрирован: 22 мар 2010, 19:42Откуда: KieFFАвто: 316i Compact

  • Сайт
  • ICQ

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение kravaz 10 янв 2012, 12:21

Alexx-k писал(а):

kravaz писал(а):вот-вот, наблюдаю расход 14-15 литров в городе
в субботу сменю тормостат

А другие симптомы и предпосылки к замене термостата есть?

долго грееться движок.минут 20 езды.

при температуре меньше +2 при езде с горки падает температура почти до синей зоны

на холостых дует прохладным воздухом.

Если бы BMW умела говорить, то произносила бы только фразы «Дай денег», «Срочно дай денег и «Смотри как я умею!»

Победа любит подготовку

Аватара пользователя
kravaz   Сообщения: 17786Зарегистрирован: 15 июл 2010, 19:42Откуда: KIeFF_Оболонь_CITYАвто: E36M43b18Седан->E36M52b28iA Coupe*95Медали: 1 Флудер года (2012) (1) Баллы репутации: 148

  • Сайт

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение rus-ua 10 янв 2012, 12:46

fallen_angel писал(а):

прогрет двигатель – еду быстро температура двигателя начинает падать, еду медленно температура 90градусов…

термостат? или что?

да!

В жизни есть две вещи – женщины и BMW. Ну, женщины – это, конечно, не вещь, но BMW – это веееещь!!!

Аватара пользователя
rus-ua   Сообщения: 2108Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:29Откуда: ОдесскаАвто: Е36 B25 седан ’97Баллы репутации: 27

  • ICQ

Re: Зависит ли расход топлива от исправности термостата?

Сообщение k-den 10 янв 2012, 13:02

Проверить термостат очень просто. Заводим холодную машину и трогаем нижний патрубок который идет к радиатору. Он должен оставаться холодный практически до полного прогрева машины, пока не откроется термостат.

k-den   Сообщения: 384Зарегистрирован: 21 июл 2010, 10:23Авто: БМВ e39 540Баллы репутации: 15

Вернуться в Техничка

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]

Партнеры E46 Клуба

Загрузка…

Вступление

Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Калина является довольно надежной. Но рано или поздно поломки и неисправности в системе охлаждения имеют место быть. Случаются моменты, когда автомобиль начинает перегреваться или же наоборот не набирает нужную температуру двигателя. Данные проблемы чреваты серьезными проблемами для двигателя если вовремя не произвести ремонт. Виновником таких проблем чаще всего является термостат.

В данной статье речь пойдет об термостате на автомобиль Лада Калина. Ниже описаны признаки его поломки, какой термостат лучше всего выбрать и как самостоятельно без особых усилий заменить его.

Как самому проверить термостат, не снимая его с автомобиля

Термостат является одной из основных деталей автомобиля.

Виды и типы

Термостаты можно разделить в зависимости от диапазона рабочих температур:

  • Устройства, работающие при высоких температурных показателях от +300 до 1200 °С.
  • Термостаты среднего уровня: от -60 до 500 °С.
  • С самым низким диапазоном температур (криостаты): менее -60 °С. Они работают вместе с дополнительными источниками холода.

Также термостаты классифицируются в зависимости от стабильности и точности срабатывания. Их характеризирует отклонение от заданной температуры:

  • 5 – 10 °С – наихудший показатель термостата.
  • 1 — 2 °С – для воздушного термостата это хороший показатель, но для жидкостного – посредственный.
  • 0,1 °С – отлично для воздушного, средне – для жидкостного.
  • 0,01 °С – не достижимо для воздушного, хорошо для жидкостного термостата специальной конструкции.
  • 0,001 °С – такой показатель может быть достигнут только в метрологических жидкостных термостатах.

Как проверить работу термостата

Для проверки термостата можно использовать следующий метод: при изменении температурной уставки должны быть слышны характерные щелчки при прохождении значения температуры, равной температуре окружающей среды – замыкание и размыкание контактов.

Если термостат съёмный, то можно попробовать нагреть его чувствительный элемент и проверить срабатывание.

Если, например, рассмотреть термостат в духовке, то задав определенную температуру, после прогрева можно понаблюдать за пламенем горелки: если оно уменьшилось и остается на одном уровне, то все в порядке. Точности полученного результата можно достигнуть, используя термометр.

Правильность срабатывания уставочного значения термостата можно при помощи термометра или мультиметра с термопарой. Такой способ подойдет, например, для стиральной машины. Также поможет тестер, который подсоединив к контактам термостата покажет их замыкание и размыкание.

Устройство и принцип работы термостата

Большинство современных термостатов, независимо от типа, имеют одинаковое устройство. В основу термостата положен простой принцип увеличения объема тел при их нагреве, а в качестве рабочего тела используется вещество с высоким коэффициентом объемного расширения — обычно это воск в смеси с медным порошком (а иногда с алюминиевым и графитовым). При нагревании такая смесь плавится и увеличивается в объеме — это расширение и используется для открытия и закрытия клапана.

Основу термостата составляет рамка, внутри которой зафиксирован термоэлемент и клапан (или клапаны). Термоэлемент представляет собой капсулу с воском, помещенную в корпусе клапана (это небольшой цилиндрик), в который через направляющее устройство (еще один цилиндр или конус с проделанным в оси каналом) помещен шток, жестко закрепленный в рамке. К корпусу клапана присоединена тарелка (или две с разных сторон в двухклапанном термостате), она удерживается в закрытом положении возвратной пружиной.

Работает термостат очень просто. При нагревании термоэлемента воск плавится, увеличивается в объеме и толкает корпус клапана, который движется вдоль штока, преодолевает сопротивление возвратной пружины и открывает клапан. При охлаждении термоэлемента воск снова кристаллизуется и уменьшается в объеме, и возвратная пружина закрывает клапан.

Обычно термостат выполняется в виде отдельного компактного узла, который монтируется в патрубки и может быть легко извлечен для осмотра или замены.

В завершение скажем, что термостат — устройство очень простое, но важное для работы двигателя. Поэтому термостат необходимо менять сразу же при обнаружении его неисправности (что выражается перегревом двигателя) — только так можно обеспечить качественное функционирование двигателя и продлить его ресурс.

Установка и замена термостата

Специфичность устройства термостата для каждой конкретной модели авто обуславливает возможность замены вышедшей из строя детали только на оригинальную, за исключением некоторых моделей, которые являются аналогичными и взаимозаменяемыми. Для замены термостата потребуются отвертка, соответствующие ключи и герметик, а также емкость, в которую перед демонтажем детали сливается охлаждающая жидкость. Работы производятся на полностью остывшем двигателе в следующем порядке:

  1. Обеспечение доступа к термостату путем демонтажа отдельных элементов моторного отсека (воздуховода, аккумуляторной батареи, воздушного фильтра).
  2. Ослабление затяжки хомутов и отсоединение от термостата подводящих шланг со стороны радиатора, трубки насоса и впускного патрубка.
  3. Снятие термостата.

Монтаж изделия производится в обратном порядке. При необходимости наносится герметик на стыки с патрубками или под внешние прокладки. Перед установкой производится его проверка, опустив в воду с температурой около 80оС, в которой клапан должен открываться, что свидетельствует о работоспособности термостата.

Проверка термостата и распространенные неисправности

Неисправности термостата чаще всего связаны с износом или коррозионными образованиями. Это может спровоцировать заклинивание клапана в открытом, закрытом или частично открытом положениях. Признаки постоянно открытого термостата, а также ситуации заклинивания в промежуточном положении, проявляются только при низких температурах (холодной погоде), когда прогрев двигателя становится слишком долгим. Постоянно закрытое положение – более серьезная проблема, которая вызывает перегрев двигателя, что может привести к необратимым поломкам.

Проверка автомобильного термостата со снятиемКак проверить исправность термостата

Также термостат может быть изначально некачественным, что нередко проявляется как несвоевременное открытие. При более раннем срабатывании увеличивается расход топлива, поскольку для выхода на рабочую температуру двигателю потребуется больше времени. Когда же клапан на большом контуре срабатывает позже, повышается износ мотора.

Основной способ проверки термостата предполагает его снятие с двигателя:

  • Термостат демонтируется и помещается вначале в емкость с горячей (кипящей) водой. Если при этом клапан не раскрывается или происходит слишком медленное раскрытие, он потребует замены. Если клапан сработал, выполняют обратную проверку, поместив его в холодную воду и отследив процесс закрытия.

Автомобильные термостаты не подлежат ремонту и при обнаружении неисправностей требуют замены. Также следует знать, что разные марки имеют отличные температурные характеристики открытия и закрытия. Поэтому для обеспечения оптимального режима работы двигателя необходимо устанавливать модели, рекомендуемые производителем автомобиля.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми интересными новостями и полезными статьями про автомобили.

Название поля*

Email*

Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоОтлично (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
loading.gif Загрузка…

Проявление неисправностей и ремонт

Отказ термостата возможен в любом состоянии. Его клапаны способны замереть как в режиме циркуляции малого контура или большого, так и в промежуточном положении. Заметно это будет по изменению привычной температуры или искажению темпов её роста при прогреве. Если экономичный двигатель постоянно эксплуатировать с открытым клапаном большого круга, то он вряд ли в обычных условиях достигнет рабочей температуры вообще, а зимой это приведёт к отказу отопителя салона.

Частичное перекрытие каналов сделает работу двигателя непредсказуемой. Он одинаково плохо будет себя вести под большой нагрузкой и в режиме прогрева. Такие изменения должны стать сигналом к немедленной проверке термостата, моторы очень чувствительны к избытку и недостатку тепла.

Ремонту термостаты не подлежат, только безусловная замена. Объём работы и цена вопроса зависят от конкретной конструкции. На одних автомобилях меняется активный элемент с клапанами и термочувствительным элементом, на других – термостат с корпусом в сборе. Сложный двойной или электроуправляемый прибор имеет очень чувствительную стоимость. Но экономия тут неуместна, новая деталь должна быть оригинальной или от самых известных производителей, что иногда даже выше по цене, чем оригинал. Лучше всего узнать, приборы какой фирмы используются на конвейерную комплектацию данной модели, их и приобретать. Это избавит от переплаты за клеймо оригинала, сохранив надёжность исходной детали.

новый и БУ автомобильные термостаты

Замечено, что отказы термостатов часто происходят при регламентных работах по обслуживанию системы охлаждения. Особенно после замены антифриза, тем более если его давно не освежали.

Приборы не любят стрессов, связанных с изначальным пребыванием в уже не совсем дружественной среде состарившейся ОЖ и выработанных присадок, заменённых на продукты разложения. А также кратковременного попадания в насыщенный кислородом воздух, будучи уже на грани отказа. Поэтому, если термостат имеет сменный элемент, недорого обходящийся при покупке, есть смысл сразу заменить его на новый. Тем самым водитель будет избавлен от весьма вероятных неприятностей и повторного визита на СТО.

Если владелец обладает пытливым умом и любит собственноручно исследовать детали, то работу активной сборки термостата можно проверить наблюдением за перемещением его клапанов во время кипячения на плитке в прозрачной посуде. Но вряд ли это имеет особый смысл, новые приборы от солидного производителя всегда работают по принципу «поставил и забыл». А реанимация старого исключается по соображениям надёжности автомобиля.

Какой термостат лучше?

Выбор термостата сугубо личное дело каждого, что упирается в толщину кошелька владельца. Наиболее популярными термостатами являются термостаты марки «LUZAR» данная фирма хорошо зарекомендовала себя на рынке соотношением цена-качество.

Кроме того у фирмы Лузар имеется термостат с температурой открытия 92°С, что довольно положительно сказывается на прогреве салона в холодное время года. Данный термостат многие владельцы Калины устанавливают в зимнее время.

Рабочая температура двигателя для 8 клапанной калины

—————— Автосервис ГоСт. Ремонт ДВС, КПП, промывка инжектора, диагностика, корректировка показаний одометра, шиномонтаж. ул.Буммашевская 76, тел.770-556

quote: если на некоторых есть нагар

quote: на Калине в пробке начал греться движок, догоняет до 96 градусов и включается вентилятор скидывает до 90

quote: Originally posted by vano737:

Меняйте термостат.

quote: Originally posted by Monstric:

догоняет до 96 градусов и включается вентилятор скидывает до 90 и это в -30,

quote: quote: Originally posted by Monstric:

догоняет до 96 градусов и включается вентилятор скидывает до 90 и это в -30,

это точно нормально.

quote: Originally posted by oedkirill89:

это точно нормально.

quote: Originally posted by Monstric:

Не, ну что тут нормального, если на холостых оборотах температура идет в красный сектор, и из печки холод идет. Жмешь на газ, из печки тепло, стрелка вниз идет. Это значит на холостых её не прогреть. Сейчас ехал домой без пробок, все нормально около 92 температура, только начал парковаться сразу полезла вверх, такого даже летом в самую жару не было. Завтра в ремонт поеду.

quote: в системе воздушная пробка, попробуй открыть крышку расширительного сразу после остановки авто, если пойдет небольшой «дымок» -замена прокладки ГБЦ и ни какие термостаты тут не помогут.

Источник

Другие статьи

#Бачок ГЦС

Бачок ГЦС: надежная работа гидропривода сцепления

14.10.2020 | Статьи о запасных частях

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Добавить в

Без категории (16) Купить оптом (23) Для МихМихалыча (123)

Термостат и терморегулятор – в чем разница

Терморегуляторы – это более ёмкое понятие. Термостаты являются их частью.

Что такое термостат и какой у него принцип работы

Современные терморегуляторы имеют аналоговые входа от датчиков, с возможность отображения измеряемой температуры на дисплее и аналоговые и дискретные выхода для управления технологического процесса. Имеют возможность записи измеряемых параметров в память и вывода графика процесса регулирования.

Задача термостата намного проще – переключить контакты при выставленном значении температуры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...