ГБО 1 поколения

Газобаллонное оборудование первого поколения ставят на авто с карбюраторными ДВС. Принцип работы ГБО 1, его регулировка и обслуживание очень просты. Поэтому данная система всё ещё пользуется спросом.

Устройство оборудования

Монтажный комплект состоит из следующих элементов:

  • топливная ёмкость (баллон) с вентиляционным коробом;
  • многофункциональный клапан.(мультиклапан);
  • топливопровод высокого давления;
  • 2 электромагнитных клапана. Один на газ, второй, на бензопровод;
  • редуктор ГБО 1 поколения (вакуумный);
  • кран-дозатор, нужен для регулирования количества подаваемого газа;
  • кнопка (переключатель) вида топлива;
  • топливопровод низкого давления;
  • устройство для смешивания газовоздушной топливной смеси (миксер).
Схема газового оборудования на автомобиле

Схема устройства ГБО первого поколения

Что такое ГБО

Суть перехода на использование газового топлива состоит во внесении в конструкцию автомобилей, разработанных и предназначенных для использования жидкого топлива, изменений, которые позволят использовать как горючее газ. Комплект аппаратуры, необходимой для этого, и называется газобаллонным оборудованием.

Почему стоит установить газобаллонное оборудование

  1. Цена на газ существенно ниже и не так резко меняется от ситуаций на мировом экономическом рынке.
  2. Пропан, бутан и метан чище бензина.
  3. Газ практически полностью сгорает и не оставляет после себя вредных выбросов.
  4. Октановое число газа выше, детонация при его использовании не возникает, нагрузка на мотор меньше.
  5. При полной заправке топливных баков машина сможет проехать на 200-500 километров больше.
    Белый автомобиль едет по дороге

    После установки ГБО машина сможет проехать на 200-500 километров больше

  6. Мощность двигателя повысится.
  7. Конструкция автомобиля не изменится. Вес увеличится незначительно, развесовка не поменяется.
  8. Газовое оборудование можно поставить на любой двигатель, даже оснащенный турбиной. Инжектор или карбюратор, все равно.
  9. Установка газовой системы не скажется на безопасности машины.
  10. ГБО очень надежно и ломаться там нечему.
  11. Не сокращает ресурс двигателя.

Основное о ГБО

ГБО 1 на карбюраторном двигателеГазобаллонным называется дополнительное оборудование для хранения и подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания. Возможно переоборудовать любой тип двигателя: как бензиновый, так и дизельный.

Используются два вида газообразного топлива:

  • метан (сжатый);
  • пропан-бутан (сжиженная смесь).

После переоснащения автомобиля система питания двигателя может быть одно- или двухтопливной: с одним видом топлива или с одновременной подачей обоих видов (газодизель).

Понятие «поколение» условное. Схема каждого ГБО имеет общие базовые элементы, которые с каждой доработкой дополняются новыми, адаптируясь под современные моторы. Полное представление о структуре ГБО можно получить, прочитав статью «Что такое газовое оборудование на автомобиль».

Отличия ГБО 1 поколения от остальных

Газовое оборудование 1 поколения использует принцип регуляции давления из редуктора-испарителя газа при его последующей механической дозировке. Такая система подходит для двух типов двигателей:

  • карбюраторных;
  • инжекторных (моновпрыск).

Система использует как вакуумные, так и электронные газовые редукторы, исключающие работу с лямбда-зондом. Это основное отличие от второго поколения.

Управлять подачей газа приходится вручную дозатором. Перейти на бензин поможет переключатель на приборной панели. Уровень топлива в баке, как правило, не отображается.

В третьем поколении появился шаговый дозатор, который регулирует подачу во впускной коллектор.

В четвертом появляются электромагнитные газовые форсунки, обеспечивающие впрыск газа в каждый цилиндр по аналогии с впрыском основной системы. Дозирование и определение фазы впрыска производит штатный контроллер. Такое ГБО уже обеспечивает автоматический переход с одного топлива на другое.

ГБО пятого поколения отличается тем, что газ подается в цилиндры в жидком виде. Установленный в газовом баллоне насос прокачивает жидкий газ к форсункам, а его излишки возвращает обратно. В структурную схему включаются штатные топливные карты и электронный блок, а также дополнительные форсунки и рампа.

От поколения к поколению газовое оборудование становилось эффективнее, производительнее и экономичнее. ГБО первого поколения проще устроено, меньше стоит, но требует больше топлива.

ГБО 1 на карбюраторе

Основной алгоритм работы ГБО 1 поколения на карбюраторном автомобиле такой:

  • Кнопка-переключатель находится в положении «Бензин» при этом на кнопке светится соответствующий индикатор.
  • Бензин от бензонасоса, через открытый бензиновый электро клапан, поступает в поплавковую камеру карбюратора.
  • Электро клапан газа закрыт.
  • Автомобиль заводится в привычном для него, так сказать, штатном режиме на родном топливе.
  • По мере прогрева двигателя (обычно при достижении охлаждающей жидкостью температуры в 40 градусов Цельсия), водитель переводит переключатель топлива в нейтральное положение при котором оба электро клапана (бензиновый и газовый) закрыты.
  • В это время двигатель вырабатывает остатки бензина в поплавковой камере. Далее когда только двигатель выработает все топливо из поплавковой камеры и попытается заглохнуть водитель переводит переключатель вида топлива в положение «ГАЗ» и двигатель начинает работать на пропан-бутане.
info.png

При положительной температуре окружающей среды (выше +10 градусов Цельсия) допускается запуск двигателя на газу без предварительного прогрева на бензине. 

Для этого водитель переводит переключатель вида топлива в положение «ГАЗ» одновременно с этим нажимает на тумблер управления пусковой катушкой и включает зажигание и стартер.

Стоит отметить, что попытка завести авто на газу приводит к ускоренному износу деталей редуктора-испарителя, в частности резиновой мембраны, которая соприкасается с охлаждающей жидкостью.

Какое оборудование лучше и что выбрать

Для карбюраторных автомобилей оборудование разработано ещё в 30–е годы прошлого столетия. Конечно, за это время произведено много доработок и усовершенствований, но принцип работы остался прежний. Эти установки и считаются первым поколением. Все последующие имеют более сложную конструкцию с электронными блоками управления.

ГБО 1 поколения на карбюратор самое оптимальное решение для тех, кто самостоятельно обслуживает и настраивает свою машину (на инжектор ставят поколения начиная со 2-го). Покупая оборудование, следует внимательно отнестись к выбору. Хорошую репутацию у автомобилистов заслужили производители из Италии представленные такими брендами как – Bigas (Бигас), LOVATO (ЛОВАТО) ОМVL (ОМВЛ) и др.

Особо следует обратить внимание на продукцию ЛОВАТО, эта компания более 50 лет занимается разработкой и производством газового оборудования для различного применения. Аттестовано более чем 50 странах мира. Цена на такое оборудование начинается от 8500 рублей. Стоимость зависит от комплектации.

Как устанавливать ГБО 1 поколения

Процесс монтажа включает несколько этапов:

  1. Выбор места и установка баллона. В легковых автомобилях его ставят в багажник, на грузовых и джипах –  под кузовом.
  2. Установка магистрали высокого давления и редуктора в моторном отсеке.
  3. Врезка и подключение системы охлаждения. Делается к печке.
  4. Монтаж бензинового и газового клапанов. Первый врезается в шланг от бензонасоса к карбюратору в левой части моторного отсека, второй ставится с противоположной стороны.
  5. Установка регулятора с помощью трубок и смесителя.
  6. Соединение, герметизация системы и настройка. Выполняется вручную.

ГБО 1 поколения в собранном состоянии
Газовая установка на авто 1 поколения может быть установлена и самостоятельно. Но для этого необходимы знание, навыки,  оборудование и соблюдение мер безопасности. Но так как оборудование нужно будет зарегистрировать в ГИБДД, необходима документация, подтверждающая правильность монтажа. Поэтому после самостоятельного монтажа придется еще обращаться на сертифицированную СТО, занимающуюся ГБО, для того чтобы там предоставили такие документы, предварительно проверив правильность выполненных работ.

Установка на авто с карбюраторным двигателем

Для карбюратора может использоваться установка как под пропан-бутановую смесь, так и под метан. Последняя чаще ставится на коммерческий транспорт. Сложность заключается в массе и габаритах баллонов. Кроме того, метановых заправок не так много. Поэтому для легковых авто рекомендуется ставить оборудование под пропан-бутан.

Установка и настройка ГБО 1 поколения на карбюратор проста. Нужны лишь хорошие комплектующие и навыки работы с инструментами.

Установка на инжекторный двигатель

Монтаж ГБО 1 поколения на инжектор  не отличается от установки на карбюратор, за исключением того, что вместо бензоклапана для отсечки бензина используется эмулятор форсунок. При подаче газа он имитирует работу бензиновых форсунок, исключая переход рабочего компьютера в аварийный режим. Поэтому используется эмулятор лямбда-зонда.

Еще одну сложность вызывает настройка оборудования на инжекторном двигателе. Система не предусматривает обратную связь, без которой правильно настроить работу компьютера и бензонасоса сложно. Это делать рекомендуется на СТО.

Обслуживание сводится к проверке соединений, резиновых уплотнителей и замене фильтров.

Достоинства и недостатки первого поколения

Достоинствами первого поколения ГБО являются:

  • простота конструкции,
  • относительная дешевизна оборудования,
  • минимум электроники.

Недостатки ГБО 1 поколения:

  • не возможность автоматического перехода с бензина на газ, и наоборот,
  • возникновение провалов в работе двигателя при некоторых режимах его работы,
  • потеря мощности и динамики автомобиля в некоторых режимах работы двигателя,
  • «запоздалая» реакция на педаль акселератора.

О том, как установить ГБО на карбюраторный автомобиль читайте в этой статье.

Монтаж и настройка

Простота конструкции ГБО 1 поколения, позволяет устанавливать его своими руками. И многие у кого «руки выросли из нужного места» это вполне успешно делают. Установка и схема подключения заключается в монтаже газовой ёмкости, редуктора, газовых магистралей, смесителя, электропроводки с кнопкой.

Проблемы, даже если установка сделана очень качественно, возникают в процессе эксплуатации.

Дело в том, что инспектор ГИБДД в праве, приостановить эксплуатацию такого ТС. Установка ГБО считается изменением конструкции транспортного средства и должно быть надлежащим образом оформлено, т.е. должна быть сделана соответствующая отметка в документах ТС. А отметка делается на основании документов, которые могут предоставить только организации имеющие лицензии и аттестованные на монтаж газового оборудования. И не имеет значение, какое поколение ГБО установлено.

А вот самостоятельная регулировка ГБО 1 поколения выполняется без какого-либо спец интрумента и навыков. Эту процедуру, владельцам карбюраторных машин, приходится делать очень часто своими руками. Поскольку и оборудование не совершенно и качество газа остается не очень высоким. Настройка газобаллонного оборудования разных производителей отличается незначительно в зависимости от конструктивных особенностей.

Основной задачей настройки является, поиск оптимального расхода газа на всех режимах работы двигателя и регулировка холостого хода.

Регулировка редуктора ГБО Ловато 1 поколения с одним винтом (видео):

Регулировка ГБО 1 поколения: видео

author

Автор: Кристина Светлова

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Преимущества и недостатки ГБО 1 поколения

Безусловное превосходство над всеми последующими поколениями – это простота конструкции и стоимость комплекта, его монтажа и подключения. Достоинства все.А теперь недостатки. Первое поколение ГБО требует постоянного внимания автовладельца. Несовершенства конструкции вызывают дополнительные хлопоты. Регулировки, очистка фильтров процесс обыденный.

Небольшой срок службы мембраны вакуумного редуктора, из-за больших перепадов температуры. Расход газа в физическом выражении до 30% превышает расход бензина, (если бензина 10 л. на 100км, то газа 13). Ненадежность системы приводит к утечкам газа, который оседает в смотровых ямах и погребах. Это приводит к возгораниям. Не случайно в больших автохозяйствах все стоянки автомобилей на газе, только открытого типа.

Преимущества работы двигателей на газе относительно бензиновых и даже дизелей вполне очевидны. От экологических норм до эксплуатационных расходов. Это особенно ощущается при больших ежедневных пробегах. Владельцы маршруток и легковых такси, это давно осознали.

ГБО 1 поколения, элементы, принцип работы

В связи с отсутствием стандартов и четко обозначенных разделений по определенным поколениям газобаллонного оборудования на пост советском пространстве будем придерживаться общепринятых установщиками разделений на поколения ГБО, которые чуть отличаются от общеевропейских. В рамках текущей статьи мы рассмотрим составляющие элементы, принцип работы, достоинства и недостатки ГБО 1 поколения на карбюраторе.

Машины месяца

Четырехцилиндровые: Ford Focus, Chevrolet Lacetti; Шестицилиндровые: Mitsubishi Pajero, Porsche Cayenne; Восьмицилиндровые: Lexus LX570, Range Rover Sport

Для корпоративных клиентов

Скидка для корпоративных клиентов с автопарком более 50-ти машин. Позвоните нам сегодня и узнайте все подробности по телефону +7 (812) 407-21-01.

Мойка в подарок

Только для клиентов Автомобильных Газотопливных Систем – мойка автомобиля в подарок при установке ГБО Lovato IV поколения.

Видео

Больше информации о первых поколениях оборудования смотрите в видео:

Газ 1 поколения больше не продаётся, так как эта установка является устаревшей. Сегодня более активно используется газовое оборудование 2 поколения, при разработке которого учли основные недостатки и общую компоновку системы. Также стоит обратить внимание на ГБО 4 поколения, которыми в большинстве случаев оснащаются автомобили с инжекторными двигателями.

Используемые источники:

  • https://progbo.com/pokoleniya/kak-rabotaet-gbo-1-pokoleniya
  • https://gboteh.ru/pokoleniya/gbo-1-pokoleniya.html
  • https://gazplanet.com/pokoleniya-gbo/1-p.html
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...