Гаммы на гитаре. Ноты продублированные табами

Как строится блюзовая гамма? Аппликатуры блюзовых гамм в разных тональностях. Упражнения и блюзовые лики для развития техники игры.

Гамма Ре-мажор на гитаре. Общая информация

Ре-мажор является одной из двенадцати мажорных тональностей, которые наиболее часто используются в современной музыке.  Гамма Ре мажор содержит в себе два диеза при ключе – F# и C#, на что можно опираться при запоминании и поиске боксов на грифе гитары. В данной статье даны все позиции, от которых играется данная последовательность, а также упражнения, которые помогут наработать скорость игры и запомнить схемы. Подобную статью вы сможете найти практически про все тональности – например, про гамму соль-мажор.

С чего начать

Для начинающих первый этап изучения гамм – это обычно До мажор. И мы тоже последуем этой традиции. Начнём с этого звукоряда.

Возможно, ещё со школьных уроков пения звуки этого лада вам известны. Их семь – До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4), Соль (5), Ля (6), Си (7). А вот восьмой звук по счёту – снова будет До, но на октаву выше, то есть звук повторяется через семь ступеней.

Давайте разберёмся, как правильно, сыграть До мажор на первых ладах гитары.

Сначала научимся играть гамму от самого низкого (первого звука) до самого высокого. Такое направление называется восходящим движением.

Вот так До мажор выглядит в нотной записи:

До мажор восходящая (1 октава)

А так звучит гамма на гитаре:

Не спешите ассоциировать с «китайской грамотой». Сейчас всё последовательно изучим.

На нотном стане – звуки последовательно, вверху название нот. Каждый звук – это ступень гаммы (обозначена цифрой рядом с названием). Как будто подымаетесь по лестнице: До (1) – первая, Ре (2) – вторая, Ми (3) – третья и т.д., До (8) – снова тоника, считайте лестничная площадка для следующего подъёма.

Обратите внимание, как расположены ноты на линейках нотного стана: До – на нижней добавочной, Ре – под первой линейкой, Ми – на первой линейке и т.д. Только ознакомьтесь. Заучивать пока не нужно.

Цифра слева возле каждой ноты, это пальцы левой руки (каким пальцем брать ноту на грифе):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец;
  • 0 – звучит открытая струна, прижимать пальцем ненужно. Отрытые струны гитары – это тоже звуки, и некоторые из них есть в гамме.

обозначение пальцев левой руки

4/4 (возле скрипичного ключа) – метр (ритмический размер). Это значит, что в каждом такте четыре доли, и длительность каждой доли равна четвертной ноте. По нашей задаче получается: когда мы включим метроном, чтобы сыграть гамму – на каждый его удар синхронно нужно будет сыграть одну ноту (послушайте аудиотрек); первые четыре ноты – это такт, в записи обозначен границей (вертикальная линия на нотном стане), следующие 4 ноты – следующий такт; получается два такта, и играем заново.

В рамках этой статьи по нотной записи мы рассматриваем самый минимум музыкальной теории, необходимый для практической части. Но если вы планируете углублённое изучение гитары, то, конечно, желательно детально ознакомиться с основами теории музыки (в частности – длительности нот, ритм и метр, знаки альтерации и др.). Учебники и курсы по элементарной теории музыки можно без особого труда отыскать в Сети.

Этими значками обозначаются удары медиатором, для каждого звука гаммы:

Блок «TAB» (группа линеек во втором блоке записи) – пока это наш главный ориентир для поиска нот на грифе – схематическое обозначение расположения нот на грифе. 6 линий – шесть струн (самая нижняя – шестая, басовая). Цифры на линиях под каждой нотой – это номер лада, где расположена нота. Если «0» – значит струна открытая.

Итак, смотрим в табы и ноты гаммы и играем. Последовательно разбираем каждую ноту:

До – цифра 3 возле ноты, значит нужно прижать третьим пальцем левой руки (безымянным). В TAB (в табах под нотой) – 3 на пятой линейке – это значит, нота До на третьем ладу пятой струны. Ставим палец, прижимаем струну. Правая рука – штрих – удар медиатор вниз. Извлекаем звук.

Вторая нота Ре – цифра 0, прижимать не нужно, по табам – открытая четвёртая струна. Удар медиатора – вверх.

И таким образом каждый звук гаммы. Как полностью разберёте аппликатуру и запомните, можно попробовать сыграть под метроном.

Есть специальные программы для ПК (например, Fine Metronome) и онлайн-сервисы.

Fine Metronome

Установите медленный темп – 50-80 ударов в минуту и сыграйте гамму. На каждый удар – по одной ноте.

Затем сыграйте эту же гамму в обратном порядке – нисходящем движении. От самого верхнего звука До (8) к нижнему До (1). Также переменным штрихом – чередуя удары медиатором вверх-вниз.

До мажор нисходящая (1 октава)

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор под метроном. Не обязательно быстро. Достаточно – до 50-80 ударов в минуту.

Когда будет получаться без ошибок, чисто – поиграйте мелодии, фразы в До мажоре в пределах одной октавы, чтобы можно было использовать аппликатуру, которую вы изучили и освоили. Например, можно сыграть песню «Ёлочка» (табы и ноты, подробный разбор – здесь).

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

4 альбома

115 видео

Добавить в альбом

Видео-уроки

обновлён четыре года назад

51 видео

Добавить в альбом

Разборы песен

обновлён три года назад

27 видео

Добавить в альбом

Выступления и мастер-классы

обновлён четыре года назад

Показать все 4 альбома

Главные ступени лада

Такое название они получили из-за наибольшей весомости звучания в музыкальных произведениях. Отсюда и главенство этих ступеней в общей музыкальной иерархии. Приоритету способствует их удаленность от тоники на квинту (вниз, либо вверх). А квинта второй обертон в обертоновом ряду (сразу после октавы), т.е. в тонике уже прослушивается доминанта, а в субдоминанте — тоника.

Трезвучия, построенные от этих ступеней всегда могут составить основу аккомпанемента любой диатонической мелодии.

Помимо того, их трезвучия в мажоре будут мажорными, а в натуральном миноре — минорными. Совместно с цифровым обозначением I, IV, V у них имеется еще специфическое буквенное обозначение T, S, D. В классической музыке все аккорды относятся к тонической, субдоминантовой или доминантовой группам.

Статью утвердил

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

До мажор на шести струнах

Следующий шаг – задача чуть-чуть посложней. Сыграем уже знакомый нам До мажор, но в аппликатуре на 6 струн.

И ещё немного теоретических познаний – чтобы научится отыскивать ноты не только по табам, но и по интервалам между ступенями. Как бы «вычислять» их местоположение на грифе.

Структура в интервалах между звуками До мажора такая:

До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

На грифе гитары эти интервалы определяются так:

  • полутон – звук на соседнем ладу (например, на 5 струне ми на втором ладу, а через полутон Фа – на третьем ладу);
  • тон – звук через лад (например, на 2 струне: До на первом ладу – через тон – Ре на третьем ладу).

Теперь давайте посмотрим по гамме и сыграем. Аппликатура на 6 струнах в пределах трёх ладов:

До мажор на 6 струнах

Обратите внимание, начинаем играть с Ми, третьей ступени гаммы (шестая открытая струна – самый низкий звук в диапазоне гитары), а не с До (с первой).

Запомните звуки открытых струн гитары (строй): 6 (басовая) – ми, 5 – ля, 4 – ре, 3 – соль, 2 – си, 1 – ми.

Следующий звук Фа. По структуре гаммы он расположен через полутон. Открытые струны условно принимаем за нулевой лад. Получается: от Ми полутон – на соседнем ладу, то есть от «нулевого» лада полутон – это первый лад. Фа на 1 ладу шестой струны.

Соль – тон от Фа – на третьем ладу шестой струны.

Ля – открытая пятая струна, Си на 2 ладу пятой струны (тон) и т.д.

Играйте восходящую и нисходящую гамму До мажор на 6 струнах под метроном в медленном темпе.

Играйте ежедневно это упражнение. В качестве разминки и на развитие техники. Разучите несколько простых мелодий в До мажоре.

Ля минор на первых ладах играется в этой же аппликатуре, но начинается с открытой пятой струны (первой ступени – Ля). Подробней, как играть эту гамму, здесь.

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Диезные

До-мажор / Ля-минор

Соль-мажор / Ми-минор

Ре-мажор / Си-минор

Ля-мажор / Фа-диез минор

Ми-мажор / До-диез минор

Си-мажор / Соль-диез минор

Фа-диез мажор / Ре-диез минор

Бемольные

Фа-мажор / Ре-минор

Си-бемоль / Соль-минор

Ми-бемоль мажор / До-минор

Ля-бемоль мажор / Фа-минор

Ре-бемоль мажор / Си-бемоль минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

гамма ми минор (табулатура для гитары)

Об этой статье

Эту страницу просматривали 182 358 раз.

  • Добавленные535
  • Загруженные65

2:18

Тико Тико часть 2 табы

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

574 просмотрачетыре месяца назад

3:23

знакомый проигрыш

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

38 просмотровчетыре месяца назад

1:33

Давид Коган “Родителям” просто и очень душевно

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

562 просмотрачетыре месяца назад

1:10

Куда уходит детство две гитары

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1107 просмотровпять месяцев назад

1:00

Faded 2 гитары. лёгкая версия для начинающих

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

898 просмотровпять месяцев назад

1:16

ЭТЮД “фантазия” 2 гитары. + табы и разбор

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

853 просмотрапять месяцев назад

4:28

Гамма Ля Мажор в 3 октавы

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

117 просмотров7 месяцев назад

2:47

Укрепляем пальцы левой руки (Хамер & Пул)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

288 просмотровгод назад

4:11

Проблема с игрой перебором

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

835 просмотровгод назад

4:22

ШАГАЮЩИЙ БАС ЧАСТЬ 2 Em Am C H7

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1536 просмотровгод назад

3:35

Есть ТОЛЬКО миг! ( ВСТУПЛЕНИЕ НА ГИТАРЕ)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

714 просмотровгод назад

4:46

ИНТРО “Господа офицеры” РАЗБОР

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1056 просмотровгод назад

5:44

ШАГАЮЩИЙ БАС!! Am Dm E

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1779 просмотровгод назад

3:15

ИНТРО СКАЗОЧНАЯ ТАЙГА УРОК

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

3475 просмотровдва года назад

3:49

Бригантина поднимает паруса РАЗБОР СО ВСТУПЛЕНИЕМ

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1581 просмотрдва года назад

4:19

ИНТРО КОНЧИТСЯ ЛЕТО КИНО

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

2188 просмотровдва года назад

4:05

Em C G D обыгрывание

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1405 просмотровдва года назад

4:24

Септаккорды обыгрываем легко и красиво)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1264 просмотрадва года назад

6:21

играем ДЕЦИМЫ! ПРОСТО И СО ВКУСОМ!

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1458 просмотровдва года назад

4:23

ИСАЙЯ МАМА ИНТРО

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1572 просмотрадва года назад

3:46

ПОЛОНЕЗ ГОТОВ! КАЧАЕМ ТАБЫ, СМОТРИМ ОБЗОР, ИГРАЕМ)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1136 просмотровдва года назад

4:12

Блюз-Рок 8 Тактов разбор риффа

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1512 просмотровдва года назад

0:01

Блюз-рок на 8 тактов) РАЗБОР РИФФА

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

343 просмотрадва года назад

5:12

Восточный проигрыш из Кар-мен

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

3708 просмотровдва года назад

7:53

Blues in E раскладка аккордов)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

2524 просмотрадва года назад

5:46

МИ МАЖОР : ГЛАВНЫЕ АККОРДЫ И ОБРАЩЕНИЯ

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

2819 просмотровдва года назад

10:44

обыгрываем Em C G D !! ( просто и со вкусом)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

3875 просмотровдва года назад

2:26

АЛИСА группа “секрет” кавер

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

2249 просмотровтри года назад

8:15

АККОРДЫ m add9

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

2200 просмотровтри года назад

7:38

“Балуемся” с аккордом Dm

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

1888 просмотровтри года назад

Показать ещё

0:45

Постой паровоз низкий голос новичкам

Дмитрий Мишин

242 просмотра13 часов назад

YouTube6:48

“Грустим” в 4-х тональностях. Этюд обыгрывание. табы и ноты в описании.

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

20 просмотровдва дня назад

YouTube2:08

Bm A Em G обыгрываем связку!

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

21 просмотрчетыре дня назад

YouTube3:51

Дополнение к теме: Учим ноты на грифе гитары

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

13 просмотров7 дней назад

YouTube3:41

звуки второй струны и пара аккордов от неё же)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

15 просмотров7 дней назад

YouTube3:01

G Em C D, красиво и только на басовых струнах

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

20 просмотров8 дней назад

YouTube7:50

Связываем аккорды и гаммы в ля миноре. Am F Dm E

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

19 просмотров9 дней назад

YouTube9:16

Выучить ноты на грифе. Простой и действенный способ.

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

20 просмотров9 дней назад

YouTube4:31

Cm Fm G7 Cm универсальные шаблоны для минора.

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

26 просмотров11 дней назад

YouTube4:54

Dm Am Em басовые шаблоны для самых частых минорных аккордов. (разговор по душам)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

12 просмотров16 дней назад

YouTube4:55

Разговор по душам. Ми минор. басовые ходы. простые штучки, которые украсят вашу игру

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

14 просмотров17 дней назад

YouTube7:26

Этюд в до./ C G/ Am/ F D/ G/ обыгрываем в двух вариантах

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

11 просмотров18 дней назад

YouTube6:48

“Разговор по душам” Аккорды в ля миноре маленькие хитрости с басами

Дмитрий Мишин

13 просмотров18 дней назад

YouTube2:20

Для “нулевого” уровня: Разнообразить Аm C Dm E

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

25 просмотров22 дня назад

YouTube4:57

Обыгрываем связки: “Один мотив 4 аккорда” (в разных тональностях)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

19 просмотров24 дня назад

YouTube4:09

рок – Этюд “Си минор” ( Начальный уровень)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

22 просмотра26 дней назад

YouTube5:03

Занятия музыкой : “Страдания или Удовольствие?” блог “музыкальная психология”

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

15 просмотров26 дней назад

YouTube5:23

Мелодия Без Названия. табы в описании Am/ Em /G/ F G/

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

27 просмотровмесяц назад

YouTube4:20

Связка C D G Еm просто и красиво

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

24 просмотрамесяц назад

YouTube4:35

lily was here (для начинающих). красивая мелодия с 90-х (простой вариант)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

31 просмотрмесяц назад

YouTube5:50

shape of my heart. вступление. начальный уровень. табы в описании с объяснениями (tabs & lesson)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

39 просмотровмесяц назад

YouTube5:22

Связка Em H7 тональность ми минор. (усложняем аккорды) Плейлист обыгрывание аккордов и связок

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

18 просмотровмесяц назад

YouTube5:30

Играем в “До” ( универсальный проигрыш) + разбор

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

15 просмотровмесяц назад

YouTube5:19

“То вверх то вниз” РОК- ЭТЮД. Табы в описании. Am F C G

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

31 просмотрмесяц назад

YouTube4:58

Универсальные вступления и проигрыши. Тональность Ем (ми минор) Em Am B7 C Am Em F# 7 B7

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

23 просмотрамесяц назад

YouTube4:24

“учим Баррэ” (ЭТЮД) начальный уровень. Am Dm B7 E7 (обыгрываем)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

14 просмотровмесяц назад

YouTube5:11

“Два за шесть” Этюд (децимы) Bm Em A D G C C# F# (двумя нотами заменяем аккорд)

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

23 просмотрамесяц назад

YouTube7:24

Октавы: Вплетаем мелодию в ритм. Am/Dm/G/C/F/Bb/E/E/

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

16 просмотровмесяц назад

YouTube4:20

“Как Кантри” Ми мажор. E C# m A B7 этюд обыгрывание

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

19 просмотровмесяц назад

YouTube3:09

Этюд на 4-х аккордах начальный уровень

Уроки гитары. Дмитрий Мишин.

18 просмотровмесяц назад

Показать ещё

Аппликатура гаммы

Позиция #1

Первая схема начинается с 9 лада и спускается вниз. Это самый базовый бокс, с которого следует начать.

гамма ре мажор на гитаре гамма ре мажор

Позиция #2

Вторая позиция начинается с открытой струны и задействует еще и второй, третий и четвертый лады.

гамма ре мажор на гитаре гамма ре мажор

Позиция #3

Обратите внимание на то, что этот бокс начинается со второго лада – поэтому в нем содержится вторая половина предыдущего паттерна.

гамма ре мажор

Позиция #4

Четвертая схема точно так же начинается там, где заканчивалась предыдущая – на пятом ладу.

гамма ре мажор на гитаре гамма ре мажор

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма

Арабская гамма на гитаре
Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Пентатоника

Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.

гамма пентатоники на гитаре
Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Целотонная гамма

целотонная гамма для гитары

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как изучать гаммы и не скучать, или как внести разнообразие в занятия

На первый взгляд проигрывание гамм – монотонное занятие – одно и то же –надцать минут в день. А многие к этому ещё и добавят, что разучивать произведения с листа, снимать соло, просто импровизировать куда интересней. На то есть своя правда.

Однако и гаммы можно играть с интересом: 15 минут, 20 минут или даже час за тем же До мажором или Ля минором могут пролететь незаметно. И, между прочим, с пользой для дела, не на «автопилоте». Достаточно лишь внести разнообразие в занятия по разучиванию и отработке гамм – по ритмике, способу звукоизвлечения, привязке к аккордам, по интервалам и пр.

Концепция ниже рассматриваемых подходов состоит ещё и в том, чтобы наряду с отработкой техники рук, заучиванием аппликатуры, задействовать и механизмы развития других музыкальных навыков. Например: слух, чувство ритма и ритмические фигуры, различные медиаторные техники, построение интервалов и др.

Не только под метроном

На начальном этапе изучения гаммы метроном – лучший способ для контроля темпа, ритма. Но со временем, когда уже гамма отработана, каждая нота играется чисто и ровно, можно метроном заменить гитарной минусовкой. Достойная альтернатива, монотонному постукиванию. Это и веселей, и полезней. Отрабатывается не только ритм, но и слух – звуки гаммы под аккомпанемент.

Конечно, речь идёт не о какой-то песне, композиции, а об одном единственном аккорде, тоническом трезвучии или септаккорде. Например, если играете гамму Соль мажор, то нужно сделать минус, где будет постоянно звучать аккорд соль мажор (G или G maj7). Такой аккомпанемент можно прописать на гитаре или на клавишах при помощи VST-синтезатора.

Создать минус для проигрывания гаммы можно разными способами:

  1. Не хотите заморачиваться с записью партий, установите на компьютер MIDI-«самоиграйку» Band-in-a-Box и запрограммируйте аккомпанемент на один аккорд в любом понравившемся стиле.
  2. Минус на две дорожки: 1 – для отсчитывания долей вместо метронома хай-хет барабанов, 2 – аккорд на гитаре, или на клавишах. Можно создать в любой звукозаписывающей программе (например, Cubase).
  3. Минус с аккомпанементом инструментального состава: 1 – барабаны, 2 – бас-гитара, 3 – клавиши или гитара. Создаётся в любой программе для записи музыки. Способ посложней, но зато интересней будет заниматься. Однако при создании минуса главное не переусердствовать: аранжировка не должна быть насыщенной, бит для барабанов выбирайте ровный (без синкоп и сбивок), аккомпанемент не делайте слишком громко, аккорд должен звучать чисто, прозрачно, чтобы на его фоне хорошо прослушивались все звуки гаммы во время проигрывания.

Если вы предпочитаете тяжёлые стили, то вместо полного аккорда, можно в минусе использовать и квинт-аккорд, но, опять же, не переборщите с громкостью и уровнем перегруза.

Созданный проект записи минусовки не удаляйте. Он вам ещё пригодится, если потребуется увеличить/уменьшить темп.

Меняем длительности и ритмические фигуры

Сначала, конечно, гамма играется четвертными – на каждый удар метронома по нотке. Появится уверенное исполнение – можно перейти на восьмые – по две ноты на удар метронома.

А что дальше? Безусловно, на четвертных и восьмых останавливаться нельзя. Особенно если вы наращиваете технический потенциал. В ход можно пустить и посложней ритмические фигуры:

Сыграть триолями гамму в аппликатуре по три ноты на струне:

триолями

Триоль – три ноты на одну долю такта (удар медиатора).

А затем и 16-ми нотами (по четыре звука на каждую долю такта):

16-ми нотами

И это только, разумеется, лишь отдельные примеры. Экспериментируйте со связкой «гамма + ритмическая фигура». Шаффл-ритм, секстоли, галоп (восьмая + две шестнадцатых) – всё что угодно, всё что вам интересно в плане ритма, но в рамках звукоряда. Дополнительная нагрузка к гамме в виде ритмической пульсации пойдёт вам только на пользу.

Звукоизвлечение

Стандартный вариант – проигрывание гаммы переменным штрихом (поочерёдные удары медиатором – вверх-вниз). Но можно отрабатывать правой рукой и другой штрих. И плюс ещё к этому добавить легатную технику. Таким образом сразу можно «убить двух зайцев»: наработка аппликатуры звукоряда и оттачивание различной техники звукоизвлечения.

До мажор, аппликатура по три ноты на струне в позиции от тоники: играется легатной техникой (hammer on/pull off). Медиатором извлекается только первая нота каждой триоли (удар вниз).

hammer on pull off

В этом же боксе гамма играется комбинированным штрихом: первая триоль – легатная техника, вторая триоль – переменным штрихом и т.д.

комбинированным штрихом

А это вариант проигрывания гаммы медиаторной техникой даунстрок – каждый звук извлекается ударом медиатора вниз:

даунстрок

Соединение боксов

Соединяйте позиции: восходящее движение в боксе – переход на первой струне в соседний бокс и нисходящее движение.

переход из бокса в бокс

Ля минор: переход из позиции от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени на 8 ладу.

от тоники (на 5 ладу) в позицию от 3 ступени

Переход в другой бокс можно делать и через другие струны, как бы отыгрывая только часть бокса. Через 6-струну аналогично, как и через 1-ую, только из нисходящего движения (1 бокс) в восходящее (2 бокс).

Мелодические интервалы

Гамму можно играть и мелодическими интервалами. Очень интересное и полезное занятие. Отличная основа для пассажей, отдельных мелодических фраз, риффов.

Вот пример Ля минора терциями: сразу от первой ступени терция, потом от второй, третьей и т.д. И обратно в нисходящем движении.

ля минор мелодическими терциями

Малые и большие терции чередуются согласно звукам гаммы (Ля – До, Си – Ре, До – Ми и т.д).

Таким образом можно сыграть гамму и квартами, квинтами, секстами, септимами.

Детально продумывайте свои занятия по изучению гамм. Если аппликатура хорошо проработана в стандартном формате (переменный штрихом, восьмыми), добавляйте ритмические фигуры – играйте триолями, шестнадцатыми. Хотите развить легатную технику – играйте освоенные гаммы пул/хаммер. Словом, вносите дополнительную нагрузку.

Если вам неохота корпеть над звукорядом – возможно, что-то нужно поменять в упражнениях. Но, конечно, нужно проявлять и усидчивость. Вышеизложенный материал приведён в виде рекомендаций – как играть гаммы на гитаре на разных этапах обучения. Практические занятия обязательно подкрепляйте музыкальной теорией, только так можно достичь хороших результатов в исполнительской технике. Успехов!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...