Двигатель ВАЗ 21213 НИВА 1.7 Характеристика. Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 21213 был создан специально для того, чтобы сменить под капотом Нивы устаревший мотор 2106. Рассмотрим их главные отличия.

Общий взгляд на двигатель ВАЗ-21213: характеристики и применимость

В начале 90-х годов прошлого века АвтоВАЗ столкнулся с проблемой отсутствия приемлемого двигателя для обновленных автомобилей «Нива». В то же время полным ходом шла разработка нового мощного мотора для ВАЗ-2107, который по внутризаводской документации проходил под индексом 21073. Так вышло, что на «Семерку» этот силовой агрегат не попал, однако он по своим характеристикам неплохо вписался в линейку полноприводных ВАЗ-2121, и с 1994 года производится именно для этих внедорожников.

ВАЗ-21213 — бензиновый четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель объемом 1690 куб. см и мощностью 78,9 л.с. При частоте вращения коленвала 3000 об/мин развивает крутящий момент 125 Н·м — значительно выше, чем большинство двигателей ВАЗ. Расход топлива в различных режимах лежит в пределах от 8,3 до 11,5 л/100 км.

Позднее на базе этого мотора была разработана модификация 21214, оснащенная системой впрыска топлива (инжектором). По основным характеристикам инжекторная версия аналогична карбюраторной. В свою очередь, на базе двигателя 21214 была создана модификация 2123, предназначенная для установки в новые автомобили Chevrolet-Niva. В настоящее время в производстве находятся все три двигателя.

Силовой агрегат 21213 штатно устанавливается в автомобили ВАЗ-21213, ВАЗ-2131 (удлиненная пятидверная модификация ВАЗ-21213), ВАЗ-21216 (экспортная праворульная модификация ВАЗ-21213) и минивэн ВАЗ-2120 «Надежда». Также двигатель может быть установлен на более ранние модификации ВАЗ-2121.

Технические характеристики двигателя 21213

ВАЗ 21213 — бензиновый 4-цилиндровый 8-клапанный карбюраторный двигатель объёмом 1,7 л. Мотор создавался на базе 2121 и с учётом разработок агрегата ВАЗ 2107. Инженеры частично изменили исходную конструкцию для достижения лучших эргономических показателей ДВС «Нивы»:

  • наращивания мощности с 73 до 78,9 л.с. и крутящего момента со 116 до 126 Нм;
  • снижения расхода топлива до 12 л на 100 км.

Сравнение ВАЗ 21213 и 2121

Помимо увеличения диаметра цилиндров до 82 мм, для двигателя 21213 ВАЗовцы разработали новые поршни и коленчатый вал. Заменили устаревший карбюратор «Озон» на «Солерс» — наиболее популярную и удачную модель в начале 90-х. Улучшили систему зажигания и охлаждения.

Для смазки двигателя 21213 масло подбирается в зависимости от климата:

  • от -25℃ до +35℃ рекомендована вязкость 10W-40;
  • от -2℃5 до +45℃ — 15W-30;
  • от -30℃ до +20℃ — 5W-30 и т.д.

Производитель указывает предпочтительные марки масел: Лукойл, ESSO, Рексол, Яр-Марка, Норси, Shell и др.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21213

Значение

Количество цилиндров/клапанов 4/8
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/80
Степень сжатия 9,3
Объём цилиндров, л 1,69
Мощность коленвала, л.с., при 5200 об/мин 78,9
Крутящий момент, Нм, при 3000 об/мин 126
Частота вращения на холостом ходу, об/мин 750 — 800
Объём масла, л 3,75
Расход масла, л/1000 км 0,7
Расход бензина, л/100 км, смешанный 10,5
Тип топлива АИ-93
Объём топливного бака, л 42
Сухой вес, кг 117
Заявленный ресурс мотора, тыс. км 80

Несмотря на указанный заводом срок службы двигателя 21213 80 тыс. км, на практике мотор ходит до капремонта 150 тыс. км, при условии использования качественных горюче-смазочных материалов и умеренной эксплуатации.

На базе двигателя 21213 разработан агрегат 21214 с инжектором. По техническим характеристикам моторы идентичны. Конструкции отличаются системой питания, приводом ГРМ и наличием гидрокомпенсаторов. По экологическим требованиям инжекторная версия подходит под стандарт Евро-3.

Технические характеристики двс 21213

Самые важные параметры силового агрегата мы свели в таблицу.

Марка двигателя 21213
Система питания карбюратор
Тип двигателя рядный
Объем двигателя 1690 см³
Кол-во цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня 80 мм
Диаметр цилиндра 82 мм
Степень сжатия 9.3
Мощность 78.9 л.с.
Крутящий момент 126 Нм
Экологические нормы

Lada 4×4 3D 1996, engine Gasoline 1.7 liter., 79 h. p., AWD drive, Manual — tuning

Only registered users can participate in discussions.

Что это такое и для чего нужен шноркель

Такое устройство, как шноркель, появилось во время войны и предназначалось для обеспечения возможности работы дизелям подводной лодки под водой без всплытия, подавая воздух с поверхности и выводя отработанные газы. Затем тот же принцип стали использовать для подачи воздуха к двигателям во время сафари в Африке, стараясь уменьшить попадание в моторы пыли, в огромных количествах поднимающейся при движении автомобиля.

Ну а сейчас подобное устройство чаще всего применяют для исключения гидроудара при движении по воде.
Гидроудар возникает, когда вода попадает в цилиндры работающего двигателя через систему воздухозабора. Следствием этого может быть деформация шатунов и появление в блоке трещин. Избежать такого позволит забор воздуха для работы двигателя на уровне крыши автомобиля, для чего и используется шноркель.

Какой он бывает?

Существует несколько возможных вариантов оснащения автомобиля таким устройством.

1. Приобрести изделие производства известных фирм. Как правило, ему присуще высокое качество изготовления, хорошо продуманная конструкция и гарантированное получение нужного результата. Вот только стоимость такого шноркеля будет составлять сотни долларов. Правда, что лучше – поставить устройство за пятьсот долларов или ремонтировать двигатель из-за его отсутствия – это личный выбор каждого.
2. Купить шноркель отечественного производства. Сейчас есть множество изготовителей подобных устройств, но в этом случае нет гарантии, насколько эффективно будет работать такое изделие. Но цена окажется вполне приемлемой – несколько тысяч рублей, причем она будет зависеть от варианта модели шноркеля. Можно взять тысячи за 3-5.

шноркель

3. Изготовить самостоятельно, в этом случае цена будет минимальной, но что вы получите в итоге – вопрос открытый.

шноркель

Что такое шноркель, как он поможет преодолевать броды на Ниве и как выбрать и установить. Сколько всё это дело стоит.

Кроме изложенного, необходимо отметить, что монтаж шноркеля может быть выполнен и в мастерской и собственными силами. И необходимо учитывать, что в большинстве случаев шноркель располагается с правой стороны лобового стекла, и для его подключения к штатному воздушному фильтру придется вырезать дополнительное отверстие в капоте или в левом крыле.

Правда, существуют отдельные модели шноркеля для некоторых моделей машин, которые не требуют такой доработки, но обычно для установки подобных устройств надо резать кузов авто.
В качестве материала, применяемого при изготовлении, может применяться как пластик, так и металл. Его использование предпочтительней из-за повышенной прочности.

На что обратить внимание при выборе и установке

В данном случае, независимо от всех остальных факторов, определяющим является сечение воздуховодов. Оно ни в коем случае не должно быть меньше диаметра трубы, идущей от воздушного фильтра к двигателю. В противном случае работающий мотор не получит нужного количества воздуха и начнет «задыхаться».

шноркель

шноркель

Однако того, что на авто установлен шноркель, для движения по бездорожью мало. Надо обеспечить герметичность всей системы подачи воздуха. Несмотря на то, что его забор осуществляется с высоты крыши машины, ни сам воздушный фильтр, ни воздуховоды герметичностью не отличаются. Ее после установки шноркеля надо обеспечить дополнительно, в первую очередь это касается воздушного фильтра.

Полезные наблюдения и выводы

Проделав всё вышеописанное – выбрав подходящий шноркель и правильно установив его на машину, стоит помнить, что вы получили автомобиль, способный передвигаться по воде и преодолевать глубокие заболоченные участки, а не подводную лодку. Конечно, этого уже немало, особенно если вы планируете отправляться в ралли-рейды или пробеги по бездорожью. Вернее будет сказать, оснащение авто подобным устройством является частью подготовки машины к участию в подобных путешествиях. Без этого вы просто не сможете уехать никуда дальше ближайшего пригородного леса.
Но надо помнить, что у вас стоит бензиновый мотор и для его работы необходима успешно функционирующая система зажигания, для чего потребуется принять какие-то дополнительные меры по защите узлов с электропитанием. Поэтому при любых обстоятельствах постарайтесь избегать ситуации, когда вода заливает генератор и свечи. Для этого не обязательно попадать на большие глубины, при движении даже по относительно мелкой луже впереди автомобиля образуется волна, которая поднимает общий уровень воды. Да и о вентиляторе охлаждения двигателя не стоит забывать. Если при его работе вода попадет под лопасти, то ее всю разбрызгает по подкапотному пространству.

Видео Нива, идущая вброд (без шноркеля такие действия будут невозможны):

Ничего неожиданного в таком подходе к шноркелю нет. Это просто дополнительное устройство, значительно расширяющее возможности вашей Нивы, но ни в коем случае не волшебная палочка, по желанию делающая из вашей машины танк, самолёт или подводную лодку.

Шноркель можно признать обязательным элементом машины, на которой приходится преодолевать залитые водой участки, переправляться вброд или участвовать в ралли-рейдах. Без него лучше всего и не пытаться справиться с серьезным бездорожьем. Поэтому к выбору, установке и эксплуатации подобного устройства надо относиться ответственно, и такой подход позволит вам реализовать скрытые возможности автомобиля.

Комплектация двигателя

На двигатель монтируются детали всех основных систем, по компоновке узлов и механизмов мотор 21213 не отличается от других силовых агрегатов АвтоВАЗ.

С левой (по ходу движения) стороны монтируются:

• Свечи зажигания и высоковольтные провода;
• Трамблер (распределитель зажигания) с бесконтактным датчиком управляющих импульсов;
• Масляный фильтр;
• Топливный насос диафрагменного типа;
• Указатель уровня масла;
• Датчик давления масла;
• Датчик уровня охлаждающей жидкости.

С правой (по ходу движения) стороны монтируются:

• Карбюратор «Солекс»;
• Корпус воздушного фильтра;
• Генератор;
• Стартер;
• Впускной коллектор;
• Выпускной коллектор (к которому монтируется система рециркуляции отработанных газов);
• Термостат;
• Центробежный насос охлаждающей жидкости (водяная помпа).

В передней части двигателя монтируется:

• Шкивы генератора и водяной помпы;
• Крыльчатка вентилятора (крепится непосредственно к шкиву помпы).

Отдельно нужно сказать о карбюраторе. Мотору достался новый на начало 90-х годов карбюратор «Солекс» (каталожный номер 21073-1107010), который за прошедшие годы практически не изменился и все еще устанавливается на ВАЗовские силовые агрегаты. Это двухкамерный карбюратор эмульсионного типа с ниспадающим потоком и с последовательным открытием дроссельных заслонок (то есть, заслонки открываются не одновременно). Интересная особенность агрегата — прогрев первой камеры для лучшего пуска холодного двигателя. Также в «Солексе» предусмотрены детали для подключения к системе вентиляции картера.

Нужно отметить, что ряд узлов и механизмов, установленных на двигателе 21213, взаимозаменяемы с другими силовыми агрегатами ВАЗ «Классика» (катушки зажигания, стартер, водяная помпа и другие). Однако многие детали агрегатируются только с данными мотором, в их число входит трамблер 3810.3706 (он имеет существенные отличия от трамблеров 38.3706 от «Классики»), генератор 371.3701 и другие.

На какие машины ставился силовой агрегат

Тольяттинские инженеры проектировали ДВС 21213 взамен 2121 под полноприводные автомобили повышенной проходимости. Двигатель встречается во внедорожниках и минивэнах АвтоВАЗА:

  • «Лада Нива» 21213 в кузове 3-дверный универсал;
  • «Лада Нива» 2131 в удлинённом 5-дверном кузове;
  • «Надежда» 2120 в кузове 4-дверный минивэн.

«Лада Нива» 21213

«Лада Нива» седан

«Надежда» 2120

Двигатель 21213 устанавливали на экспортную праворульную модель Нивы 21216.

В каких авто использовался?

Устанавливался мотор 21213 на несколько автомобилей АвтоВАЗ:

  • Нива 21213 – отечественный трехдверный внедорожник;
  • Лада 21313 – удлиненная пятидверная версия Нивы;
  • Надежда 2120 – российский минивэн.
Надежда 2120

Надежда 2120

В сравнении с базовым вариантом 2121 характеристики двигателя намного выигрывают, выпускается мотор до сих пор.

Самые распространенные поломки ДВС

ДВС 21213 имеет типичные проблемы ВАЗовских моторов:

  • повышенный расход масла из-за появления нагара на клапанах и цилиндрах;
  • появление вибраций на скорости 90 км/ч. Причина в повреждении прокладки головки или неотрегулированном карбюраторе;
  • при вытягивании цепи ГРМ гнёт клапана;
  • чрезмерный шум из-за поломки успокоителя или башмака натяжителя цепи ГРМ, скрипа подшипника помпы или неотрегулированных тепловых зазоров;
  • перегрев агрегата вызывает неисправный термостат, забитый радиатор или долгая работа на высоких оборотах. Из-за конструктивных особенностей БЦ толщина слоя охлаждающей жидкости не обеспечивает достаточное остывание, поэтому необходимо умеренно эксплуатировать агрегат. Повышенная температура мотора приводит к растрескиванию ГБЦ.

Поломки ДВС 21213

К недостаткам двигателя 21213 можно отнести особенности ремонта. Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, то расточка допустима лишь под ремонтные размеры поршней, увеличенные на 0,4 и 0,8 мм от номинала. Исчерпание лимита грозит полной заменой поршней и цилиндров.

Перешлифовка шеек коленчатого вала возможна с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 и 1 мм. Ограничение связано с ремонтными размерами вкладышей. При увеличении осевого зазора коленвала более 0,35 мм деталь нужно менять.

Техобслуживание

Для нормальной эксплуатации двигатель 21213 следует обслуживать в указанные сроки:

  • 10000 км – меняются масло вместе с фильтром;
  • 20000 км – проверка работоспособности термостата, обновление фильтра салонного;
  • 30000 км – замена фильтра топливного и воздушного;
  • 60000 км – обновляются свечи, АКБ и производится прочистка вентиляции картера;
  • 100000 км – переустановка кислородного датчика;
  • 200000 км – может потребоваться замена цепи ГРМ.

Несмотря на то, что устройство ДВС скопировано с моторов продольного расположения с гораздо более высоким ресурсом, используется он на внедорожнике с неотключаемым полным приводом, поэтому узлы изнашиваются интенсивнее.

Установка шноркеля на Шевроле Ниву.

Покупая готовый элемент так же следует учитывать особенности его монтажа. Обычно воздуховод поставляется в комплектации, как на рисунке ниже:

Монтаж производиться у левой стойки, с водительской стороны. Чтобы произвести правильный монтаж и проделать необходимые отверстия может понадобиться:

  • лобзик
  • герметик
  • скотч
  • маркер
  • дрель
  • сверла на 4 и на 10 мм

Порядок установки включает в себя несколько простых действий:

  1. Необходимо приподнять авто при помощи домкрата
  2. снимается подкрылок, защита. Отсоединяется воздушный фильтр
  3. определяется место надреза. Его нужно очистить и оклеить скотчем
  4. на крыло наноситься специальная разметка в виде трафарета. Нужно приложить ее к кузову и проделать отверстие как указано на схеме
  5. После этого патрубок подсоединяется к воздушному фильтру и заправляется в отверстие
  6. подготавливаются отверстия в стойке. Нужно как и в предыдущем случае оклеить место сверления скотчем
  7. устанавливается воздухозаборник

Если работы проделаны правильно, то можно наслаждаться передвижением по бездорожью

Цена нового и контрактного двигателя 21213

Водители «Нивы» с мотором 21213 одним из критериев выбора отмечают доступную цену запчастей и машины в целом. Новый двигатель в полной комплектации с гарантией завода обойдётся в 70 000 р. Для сравнения, цена инжекторного 21214 — от 85 000 р.

Мотор с пробегом стоит в 2 раза дешевле: 30 — 45 000 р. Встречаются модели и за 10 —15 000 р., но их состояние, как правило, требует ремонта.

Цена на ДВС ВАЗ 21213

Дополнительные действия

Хоть двигатель теперь защищён от воды, прежде чем ехать к ближайшему пруду проверять, стоит сделать ещё несколько действий.

Изоляция и герметизация электрической части

Первое — изоляция контактов. Для работы нам понадобится силиконовый герметик (желательно быстросохнущий). Сначала обрабатывают трамблёр, катушку системы зажигания. Затем проходят все разъёмы и стыки компьютерной системы. Следующие на очереди будут колпачки на свечах. Если есть сомнения, их лучше заменить на силиконовые провода высокого качества.

Вентилятор

Следующий узел, который потребует вашего внимания, — вентилятор охлаждения. В воде он совершенно бесполезен, более того, он может выйти из строя. Этот вопрос можно решить двумя путями. Либо провести выключатель, которым мы отключим вентилятор при «заплыве», либо поставить парочку вискомуфт — они стоят недешёво, но смогут выключать его сами.

Фары

Заключительное, на что стоит обращать внимание — фары. При пересечении вброд водоёмов их нужно обязательно отключать. Попадание воды в работающие фонари может привести к взрыву. На сегодняшнем рынке присутствуют модели с канавками для слива воды, и если вы всерьёз собираетесь штурмовать реки, стоит задуматься об установке таких.

Идею применения шноркеля для Нивы не назовёшь новым решением. При желании можно найти рекомендации и по материалу, применяемому для создания, и по креплению устройства на автомобиле.

  • Автор: Владимир Новоселов
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!

Другие статьи

#Бачок ГЦС

Бачок ГЦС: надежная работа гидропривода сцепления

14.10.2020 | Статьи о запасных частях

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Добавить в

Без категории (16) Купить оптом (23) Для МихМихалыча (123)

Развитие мотора

Поскольку карбюратор двигателя ВАЗ-21213 не позволял дальнейшего улучшения экологических характеристик мотора, то его сменила система впрыска. Такой силовой агрегат получил обозначение 21214 и небольшую прибавку в мощности и в крутящем моменте. Еще одним направлением развития стал вариант 2130, который устанавливается на «Шевроле Нива». На сегодняшний день в серии остаются все три варианта моторов с инжектором – 21213, 21214 и 2130.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...