Дрифт — Википедия

Имея установленную механическую или автоматическую коробку как буксовать на месте? Не нанесет ли это вред агрегатам и узлам? На эти вопросы и не только ответим

История возникновения дрифта

Как техника прохождения поворотов, «управляемый занос» (или дрифт) использовался гонщиками ещё в 1930-х, но как отдельный вид автомобильного спорта зародился только в 70-е годы, в Японии. Местами зарождения часто называют города Нагано и Хаконе, гору Роккё и знаменитую дорогу Ироха-Зака.

Горная трасса в Японии для Тоге-дрифта

Именно на этих горных серпантинах с многочисленными поворотами очень пригодилось умение вводить машину в занос, чтобы выходить из них на максимальной скорости.

Водители устраивали нелегальные гонки – «тоге» (в переводе означает горный хребет или перевал) по узким дорогам, которые делились на два вида – «подъём» (uphill, вверх на гору) и «спуск» (downhill, вниз с холма). Ширина серпантина не позволяла обгонять соперника, поэтому зачастую это были заезды-преследования, начинавшиеся всё же с параллельного старта. Иногда, для усложнения задачи, одну руку водителя скотчем приматывали к рулевому колесу.

«Подсматривая» за раллийными соревнованиями, любители (особо увлечённых называли «роллинг-зоку») стали использовать дрифтинг в качестве основного способа скоростного прохождения поворотов и их связок. За пример брался стиль вождения первого дрифтёра современности японца Кунимицу Такахаси, экс-мотогонщика, из-за травмы пересевшего на «четыре колеса». Он использовал технику «управляемого заноса» на профессиональном уровне, вызывая восторг зрителей и побеждая в турнирах. Вскоре в Японии состоялись дебютные состязания по дрифту, прошедшие во многих крупных городах в которых смогли принять участие многие желающие.

Кунимицу Такахаси

Росту популярности способствовал и выпуск японскими автоконцернами подходящих заднеприводных автомобилей, которые проходили ряд доработок, становясь лучшими для «скользящих» гонок.

«Тойота» и «Ниссан» тонко прочувствовали потребность водителей, основав поколение таких машин. Особо в этом ряду выделяется Toyota Sprinter Trueno AE86 на которой Кэйити Цутия, по прозвищу «Drift King», принёс японскому дрифту мировую известность.

Toyota Levin Sprinter-Trueno AE86

На ней он проходит повороты горной дороги в фильме Pluspy (1987 год), ставшим культовым для поклонников «заносов».

Японский пилот сыграл ключевую роль в становлении дрифта как вида автоспорта, активно его пропагандируя и параллельно добиваясь признания в других гоночных сериях. В итоге, совместно с организатором «Токийского автосалона» Даидзиро Инада, он стал основателем первого профессионального чемпионата – D1 Grand Prix, превратившегося в самую крупную ассоциацию в этой дисциплине в мире.

D1 Grand Prix

Правила

Да-да-да и еще раз – да! Правила автодрома созданы не для того, чтобы их нарушать. Поэтому придется вызубрить банальные требования, которые распространяются практически на все автодромы. К слову, нарушение правил может караться как исключением из заезда, так и штрафом (к примеру, на подмосковном Moscow Raceway от 1 500 до 30 000 рублей). Ниже перечислены основные правила пребывания на гоночной трассе:

  • Трасса – это дорога с односторонним движением с направлением движения против часовой стрелки.
  • Действует правило помехи справа.
  • На всей трассе остановка во время заездов запрещена.
  • Движение задним ходом и разворот запрещены.
  • В случае остановки автомобиля на трассе (из-за аварии, поломки или по любой иной причине), транспортное средство эвакуируется службой безопасности.
  • Водители автомобилей и пассажиры обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности и одеты в специализированные защитные шлемы.
К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе
  • В зоне аварии обгон категорически запрещен и действует ограничение скорости (обычно 50 км/ч).
  • Транспортное средство, которое находится на трассе, может использовать всю ее ширину. Однако, как только на прямой его догнало другое транспортное средство, скорость которого постоянно, либо временно выше его собственной, водитель обязан уступить право проезда такому транспортному средству, прижавшись к краю, чтобы освободить проезд по другой стороне.
  • Обгон может осуществляться как справа, так и слева, в зависимости от обстановки в текущий момент. Однако строго запрещены маневры, способные помешать другим водителям, а также манёвры, создающие аварийные ситуации. К ним относятся: преднамеренное изменение ранее выбранного направления (траектории) движения, более одного изменения направления, намеренное скопление транспортных средств на внешней или на внутренней сторонах поворота или любое другое ненормальное изменение направления.
  • Запрещается любой маневр блокирования, независимо от того, организуется он одним или несколькими водителями.

4 причины, почему машина уходит в занос

Прежде чем рассмотреть все существующие действия, которые помогут выйти из заноса, необходимо понять причину, по которой он возникает. И ни в коем случае не стоит пропускать эту часть статьи. Ведь зная причины, вы сможете снизить риск возникновения заноса до минимума.

Разминка

Прежде чем “наваливать” по гоночному треку, необходимо не только сделать банальную зарядку, но и прочувствовать автомобиль. В частности, сделать это можно на специальной площадке автодрома (если она имеется), выполнив ряд упражнений вроде тестов на торможение и ускорения, дрифта по окружности или “лосиного теста” (резкий объезд препятствия). Все эти упражнения нацелены на то, чтобы развить так называемое чувство машины и ее возможностей.

К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе

Ко всему прочему, первые несколько кругов гоночной сессии лучше проехать в спокойном темпе, чтобы оценить, как машина реагирует на повороты руля и нажатия педали газа, а также понять, насколько эффективно автомобиль может замедляться.

Снос и занос

Оба этих термина – важные явления, с которыми придется дружить, чтобы быстро ехать на гоночном треке. По сути, снос и занос – это поперечное скольжение колес при движении автомобиля в повороте. Просто в первом случае больше скользят передние колеса (недостаточная поворачиваемость и стремление автомобиля к потере управляемости), а во втором – задние (избыточная поворачиваемость и склонность к срыву задней оси в скольжение). Снос и занос может быть у автомобилей с любым типом привода (с передним, задним или полным).

К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе

Снос возникает по двум основным причинам. Первая: в повороте слишком переборщили с газом, машина не успевает зацепиться передними колесами за асфальт и скользит передком наружу виража. А вторая причина: при входе в вираж, слишком сильно повернули руль и машину начинает нести вперед. Если начался снос, необходимо слегка сбросить газ, а руль немного выпрямить, чтобы поймать сцепление шин с асфальтом. А тяжело сделать это потому, что психологически хочется наоборот больше докрутить руль в сторону поворота, что только усугубляет снос. Кстати, физически ощутить момент сноса легко: руль “легчает”, а по кузову пробегают грубые вибрации.

К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе

О том, как бороться с избыточной поворачиваемостью, думаю, знают все: нужно немного ослабить усилие на педали акселератора и сделать контрруление, повернув баранку в сторону заноса. Однако тут нужно помнить, что иногда после выравнивания тут же может развиться скольжение в обратном направлении (чаще всего называют “хлыст” или ритмический занос). Главная ошибка, по причине которой появляется такое явление, – запаздывание реакции водителя. Все действия нужно стараться делать на опережение.

Алгоритм действий

Рассмотрим порядок выхода из неконтролируемого движения в зависимости от привода. Для каждого из вариантов разработан свой эффективный алгоритм.

Как научиться?

Умение выполнять управляемый дрифт на автомобиле с задним или передним приводом в мире автомобилистов считается признаком высокого мастерства водителя. Чтобы научиться, нужно сначала выучить теоретическую часть. А потом тренироваться и делать это на практике. И самое главное, не делать это на оживленных трассах и дорогах, так как вы можете попасть в дорожно-транспортное происшествие, где окажетесь виновным. А в худшем случае вы можете разбиться. Выполняйте действия на специально отведенных для этого местах, где все тренируются делать управляемый занос. В общем, как правильно дрифтовать на переднем приводе, понятно. Стоит рассмотреть трюки, которые можно выполнять при управляемом заносе.

Разгон и торможение

Но на одних сносах и заносах нудная теория не прекращается. Оптимальная траектория прохождения поворотов (точка начала торможения, точка входа в поворот, апекс и точка выхода) никак не поможет ехать быстро, если не знать, как правильно тормозить и разгоняться.

На первых порах нужно стараться, чтобы замедление и ускорение выполнялось с прямым рулем. Таким образом вы не рискуете дестабилизировать автомобиль и потерять драгоценные секунды. По мере улучшения темпа можно начать раньше использовать газ в повороте или применять технику “трейлбрейкинга” – торможение в вираже. Ко всему прочему, если автомобиль оборудован системой ABS, не стесняйтесь тормозить в пол: такое замедление будет более эффективное.

К трек-дню готов! 5 советов новичку на гоночной трассе

Пару слов о переключении передач на механической КПП. Перед виражом нужно понизить ступень, выбрав, как правило, ту, на которой вы сможете наиболее эффективно ускориться на выходе из поворота. При этом лучше еще владеть техникой перегазовки пяткой при смене передач вниз. Она позволяет исключить ударные нагрузки на трансмиссию, которые в свою очередь провоцируют дестабилизацию автомобиля.

Когда требуется быть начеку

Тут стоит принять тот факт, что в подавляющем большинстве случаев занос возникает по вине самого водителя. Очень редко вдруг лопается шина, и водитель теряет контроль над транспортным средством.

Есть несколько основных рекомендаций касательно того, когда следует быть наготове:

  • на дороге плохая видимость;
  • дорожное полотно утром покрыто инеем;
  • имеется лёгкое обледенение на дороге;
  • дорога усыпана снегом;
  • зимой снег постепенно таит, из-за чего превращается в снежную кашу;
  • вы знаете про сильную стёртость протектора;
  • есть проблемы с тормозной системой;
  • нарушена правильная работа рулевого колеса;
  • на машине не заменены сезонные шины.

Если автомобиль находится в состоянии, которое не позволяет уверенно передвигаться на высокой скорости и проходить все возникающие препятствия, сбавьте обороты двигателя, и не спешите.

Бывает так, что водитель не успел перейти на зимние шины, поскольку было тепло, и вдруг выпал снег. Приходится ехать на СТО на летней резине. А это крайне опасно. То же самое касается стёртого протектора, неисправных тормозов и рулевого управления. В таких ситуациях лучше обратиться за помощью к службам эвакуации. Они погрузят автомобиль на платформу и доставят в автосервис для последующего ремонта.

Но и полностью исправный автомобиль с новыми покрышками не всегда защищает от заносов. Здесь речь идёт сугубо об ошибках самого водителя, который не учитывает дорожную ситуацию, слишком полагается на электронику и забывает, что ездить по льду, мокрым листьям или лужам на высокой скорости, либо заезжая на них одной стороной машины, потенциально очень опасно.

Защита от заносов начинается с обучения правильного поведения за рулём. Чем лучше вы контролируете ситуацию, соблюдаете ПДД и учитываете состояние дороги, тем меньше вероятность столкнуться с необходимостью выходить из заноса.

Можно ли заранее почувствовать, что машина пошла в занос?

Спровоцировать занос довольно просто – достаточно резкого движения руля или нажатия на педаль тормоза. А вот почувствовать его на начальном этапе способен не каждый. Особенно, если дело касается человека, который только получил водительские права.

Чувство заноса приходит только с опытом. Долгое время, управляя одним и тем же автомобилем, водитель начинает чувствовать его габариты и заранее предугадывает поведение машины. Даже незначительный занос начинает отчётливо ощущаться. И водитель заранее предпринимает меры, чтобы исправить ситуацию и взять всё под контроль.

Почувствовать заранее занос можно. Но, как упоминалось ранее, такое чутьё приходит со временем и водительским стажем. Более того, для этого водитель должен правильно сидеть за рулём. Правильную посадку мы детально разобрали в этой статье (рекомендуем к прочтению).

Полный привод

Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но…

Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но…

…срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым.

…срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым.

Материалы по теме

20140327_lc_2013_dyn_13

У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью (таких как Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, Isuzu D-Max) можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами (Toyota RAV4, Honda CR-V, Ford Kuga) позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины. Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.

Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.

***

Приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед. Если зимняя дорога плохо очищена/освещена/просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот- заранее сбавьте скорость и будьте внимательны. Удачи на дорогах!

Фото: компании-производители

Правила управления

Выходить из заноса довольно тяжело. Правила, казалось бы, понятны:

  • добавлять либо убавлять газ в зависимости от привода;
  • поворачивать в сторону заноса;
  • не прибегать к резкому торможению.

Однако не допустить аварию получается не у каждого. Неопытным и не уверенным в себе водителям рекомендуется пройти курс экстремального вождения. Потренироваться можно и самостоятельно — достаточно выбрать пустую широкую площадку. Примерно так, как это сделали герои на видео.

5 основных типов заносов

Теперь время поговорить о главной проблеме, которая бывает пяти видов. Рассмотрим каждый по отдельности и опишем, какие действия должен совершить водитель в той или иной ситуации.

См. также[править | править код]

  • Джимкана
  • Буксование

Ритмический занос

Ритмический занос – это результат неправильных действий водителя при выходе из заноса задней оси. Машину просто начинает петлять по дороге, а водителю приходится быстро выкручивать руль из стороны в стону, чтобы вернуть авто под контроль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...