Датчик температуры всасываемого воздуха: проверка, устройство

Датчик всасываемого воздуха или ДТВВ — один из десятка датчиков, с помощью которых блок управления двигателем (ЭБУД) управляет работой основных подсистем

Диагностика и замена

Для проверки работоспособности датчика температуры можно воспользоваться как простыми методами, доступными в домашних условиях, так и прибегнуть к помощи СТО.  Если вы решили диагностировать устройство самостоятельно, вам понадобиться обзавестись, хотя бы простейшим мультиметром. Процесс проверки состоит из следующих этапов:

  • Отключите питающий шнур от блока контактов датчика температуры всасываемого воздуха.
Отключите питающий шнур от блока контактов датчикаОтключите питающий шнур от блока контактов датчика

Отключите питающий шнур от блока контактов датчика

  • С помощью мультиметра  замерьте величину сопротивления датчика в холодном состоянии.
Измерьте сопротивление датчика мультиметромИзмерьте сопротивление датчика мультиметром

Измерьте сопротивление датчика мультиметром

Если двигатель только заглушили и вы не знаете величину температуры, можете извлечь датчик и принудительно охладить его.

  • Затем, с помощью бытового фена или, если конструкция чувствительного элемента выполнена из металла,  над газовой конфоркой подогрейте терморезистор.
Нагрейте датчик бытовым феномНагрейте датчик бытовым феном

Нагрейте датчик бытовым феном

  • Повторно замерьте величину сопротивления электрическому току на выводах датчика.
Повторно измерьте сопротивление нагретого датчикаПовторно измерьте сопротивление нагретого датчика

Повторно измерьте сопротивление нагретого датчика

  • Сравните полученные результаты замеров с таблицей для вашей модели датчика

К примеру, рассмотрим ряд температур для датчика от Лада Приора, приведенный в таблице ниже:

Таблица: зависимость сопротивления датчика от температуры

zen.yandex.ru

Как видите, при измерении сопротивления у холодного датчика, температура которого составляет 0 °С мультиметр выдаст 5,5 кОм. Если сенсор нагреть до +70 °С, то сопротивление составит около 450 Ом. В противном случае устройство неисправно и не может правильно показывать температуру воздуха и требует замены.

Чтобы заменить вышедший со строя датчик температуры, вам необходимо выполнить несколько простых действий. Отключите шнур питания от сенсора и выкрутите его из посадочного места.

Выкрутите датчик при помощи ключаВыкрутите датчик при помощи ключа

Выкрутите датчик при помощи ключа

Установите в посадочное место новый датчик температуры и плотно закрутите его в корпус. Подключите разъем к блоку контактов – устройство готово к эксплуатации.

Что такое датчик всасываемого воздуха и где он находится

Датчик температуры всасываемого воздуха (сокращенно ДТВВ, или IAT на английском языке) нужен для регулировки состава топливной смеси, подаваемой в двигатель. Это необходимо для нормальной работы мотора в разных температурных режимах. Соответственно, ошибка датчика температуры впускного воздуха в коллектор грозит перерасходом горючего или нестабильной работой двигателя.

ДТВВ находится на корпусе воздушного фильтра или за ним. Это зависит от конструкции автомобиля. Он выполняется отдельно или может быть частью датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

%D0%93%D0%B4%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%B0.jpg

Места где находится датчик температуры всасываемого воздуха

Назначение и расположение

Необходимость в ДТВВ обусловлена тем, что холодный и горячий воздух отличаются плотностью, а следовательно и содержанием кислорода. Из-за этого явления требуется корректировать работу системы питания для приготовления оптимальной топливо-воздушной смеси.

дтвв внешний вид

Этот прибор устанавливается, в зависимости от модели двигателя, в одном из 3 компонентов системы питания:

  • корпус воздушного фильтра;
  • шланг, соединяющий воздушный фильтр и дроссельный узел;
  • впускной коллектор или ресивер.

КАК РАБОТАЕТ ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВПУСКА ВОЗДУХА : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Датчик температуры всасываемого воздуха определяет температуру во всасывающей трубе и направляет сигналы напряжения, возникающие от температуры, на блок управления. Это оценивает сигналы и влияет на формирование смеси и угол обжига.

Сопротивление датчика температуры изменяется в зависимости от температуры воздуха на впуске. По мере повышения температуры сопротивление уменьшается, что снижает напряжение на датчике. Блок управления оценивает эти значения напряжения, поскольку они напрямую связаны с температурой всасываемого воздуха (низкие температуры приводят к высоким значениям напряжения на датчике, а высокие температуры приводят к низким значениям напряжения).

Датчик температуры всасываемого воздуха

Датчик температуры всасываемого воздуха является одним из многих систем и датчиков в автомобиле. Неисправность в его работе может напрямую повлиять на работу двигателя, особенно в холодное время года.

Неисправности датчика температуры всасываемого воздуха

Существует несколько признаков неисправной работы датчика температуры воздуха на впуске. Среди них:

  • перебои в работе двигателя на холостом ходу (особенно в холодное время года);
  • слишком высокие или низкие обороты двигателя на холостом ходу;
  • проблемы с запуском двигателя (в сильные морозы);
  • снижение мощности двигателя;
  • перерасход горючего.

Неисправности могут быть следствием таких причин:

  • механическое повреждение датчика, вызванное воздействием твердых частиц;
  • потеря чувствительности вследствие загрязнения (увеличение инерционности переходных процессов);
  • недостаточное напряжение в электросистеме автомобиля или плохие электрические контакты;
  • выход из строя сигнальной проводки датчика или ее неправильная работа;
  • короткое замыкание внутри IAT;
  • загрязнение контактов датчика.
0.jpg

Проверка и чистка ДТВВ.

Насколько необходимо

Температура воздуха постоянно учитывается автомобильным ЭБУ посредством датчиков. При этом неверные сигналы с датчиков серьезно на работе двигателя не сказываются. Скорее, агрегат становится менее производительным. Если на автомобиле уже стоит ДМРВ (а это так в подавляющем большинстве случаев), неисправный датчик температуры воздуха окажет влияние только на тяговой динамике.

Резонен вопрос: а если ДТВВ неисправен или его попросту нет? К немедленной поломке узлов двигателя это не приведет. Но вот о чем стоит знать:

  • ЭБУ отвечает за «приготовление» топливной смеси и правильную работу форсунок. В крупных энергоустановках, как-то на котельных, воздух предварительно греется специальными устройствами. В автомобиле возможности прогреть воздух до температуры, скажем, 55 °С нет. При этом воздух при разных температурах имеет разную плотность, т.е. в разных условиях количество кислорода в одном литре варьируется. В итоге можно получить как обедненную, так и переобогащенную топливно-воздушную смесь. Здесь-то ДТВВ и нужен: блок управления может оценить температуру и указать регулировать время работы форсунок, корректировать приготовление смеси;
  • Исходя из вышеуказанного, исправный ДТВВ косвенно влияет на частоту детонаций и на провалы;
  • Исправный датчик температуры воздуха также положительно сказывается на работе двигателя в холодную пору. А именно при запуске – когда наружный воздух очень холодный, блоку управления нужно вносить коррективы в приготовление топливной смеси и работу инжекторов.

Автомобильные термисторы

Таким образом, ДТВВ является небольшим, но все же важным компонентов системы управления двигателя. С ним можно уменьшить расход топлива, перебои при работе агрегата на холостом ходу.

Устройство и принцип действия

Основной компонент ДТВВ – терморезистор или термистор. Его сопротивление меняется в зависимости от температуры.

Работает этот компонент системы управления двигателем следующим образом. При включении зажигания на колодку датчика от ЭБУД подается сигнал напряжением 5 вольт. При прохождении через датчик, напряжение сигнала изменяется в зависимости от сопротивления. Эту разницу между входным и выходным уровнем сигнала фиксирует ЭБУД и, в соответствии с программой, изменяет время впрыска топлива в цилиндр.

Ремонт датчика температуры впускного воздуха

0.jpg

Как можно отремонтировать датчик температуры ВВ.

Самый простейший вид ремонта IATчистка. Для этого вам понадобится какая-либо чистящая жидкость (карбклинер, спирт, или другой очиститель). Однако помните, что работать нужно аккуратно, чтобы не повредить внешние контакты.

Если вы столкнулись с проблемой, когда датчик показывает неверную температуру, вместо полной замены вы можете отремонтировать его. Для этого купите термистор с такими же или близкими характеристиками, какие имеет уже установленный на автомобиле терморезистор.

Суть ремонта заключается в перепаивании и их замене в корпусе датчика. Для этого вам понадобится паяльник и соответствующие навыки. Преимущество проведенного ремонта — существенная экономия денег, ведь термистор стоит около доллара или меньше.

Учимся самостоятельно устанавливать датчик температуры наружного воздуха

На что влияет датчик температуры всасываемого воздуха?

Современные машины оснащаются всевозможными устройствами, позволяющими контролировать состояние работы тех или иных агрегатов. В случае поломки одного из датчиков система может и вовсе перестать функционировать, в результате чего водитель сталкивается с определенными проблемами. Подробнее о том, где находится датчик температуры антифриза, наружного воздуха и как произвести его монтаж, читайте в этой статье.

Если датчик температуры двигателя или охлаждающей жидкости рабочий, в случае необходимости водитель вовремя получит сигнал о выключении двигателя. Если мотор реально может перегреться, это позволит предотвратить возможные последствия, обусловленные кипением жидкости в системе.

В зависимости от конкретной машины, установка датчика температуры может быть произведена:

  • на головке блока цилиндров;
  • в верхнем патрубке радиаторного устройства;
  • в самом корпусе радиатора.

Место установки контроллера на Ладе

Следует отметить, что этот контроллер позволяет не только предотвратить перегрев силового агрегата, в зимнее время года он также будет сообщать водителю о том, насколько прогрелся мотор. Разумеется, на слишком холодном моторе не стоит начинать передвижение, поскольку это значительно отразится на износе элементов силового агрегата, а также приведет к увеличению расхода горючего. При этом очень влияет на расход бензина.

Разновидности ДТОЖ

Где находится и какие функции выполняет контроллер, мы разобрались, теперь поговорим о разновидностях. Вне зависимости от расположения, регуляторы делятся между собой на магнитные, а также биметаллические. Понять, к какому типу относится установленный элемент, можно в соответствии с тем, как устройство реагирует на пуск мотора. Магнитные девайсы реагируют практически сразу и демонстрируют температурный режим сразу после того, как двигатель заведется. Что касается биметаллического, то он сможет показывать точные показатели после определенной паузы.

Какой принцип работы девайсов:

  1. Биметаллический регулятор оснащается блоком управления, который меняет силу тока, основываясь на температуре расходного материала. В конечном итоге это приводит к нагреву катушки на стальной полосе, при этом последняя может менять длину в зависимости от температурного режима.
  2. В магнитных контроллерах принцип функционирования также не сложный. Конструкция такого девайса состоит из установленной на нем стрелки, а на боковых частях находятся катушки, которые подключены к электроцепи авто. Уровень сопротивления катушек будет изменяться в соответствии с проходящей слой тока, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с температурным режимом, в котором работает мотор.

Контроллер ДТОЖ с циферблатом

Причины и признаки неисправности ДТОЖ

При вышедшем из строя контроллере не сможет запускаться вентилятор охлаждения. В конечном итоге это может привести к перегреву силового агрегата. При этом водитель, который находится в данный момент за рулем, возможно, не сможет даже узнать о наличии проблемы, что в результате приведет к дорогостоящему ремонту ДВС.

Решить проблему позволит только периодическая проверка датчика температуры, что можно сделать в домашних условиях с помощью тестера — мультиметра — а также цифрового термометра.

Демонтированный регулятор нужно опустить в емкость с водой, нагретой до 100 градусов, после чего произвести замер сопротивления, данный параметр должен составлять 177 Ом.

Когда жидкость охладится до 50 градусов, этот показатель будет составлять уже 973 Ом или выше, а при охлаждении до 20 градусов он увеличится до 3520 Ом. В том случае, если показания другие, это свидетельствует о необходимости замены ДТОЖ.

Предназначение датчика температуры входящего воздуха

ДТВВ для БМВ

Датчик температуры всасываемого воздуха или ДТВВ является еще одним контроллером, которым оснащаются практически авто. Может показаться, что датчик наружной температуры не играет особой роли в функционировании двигателя, однако это не так, поскольку именно этот контроллер определяет бесперебойность работы мотора. Как правило, датчик температуры наружного воздуха имеет несложную конструкцию на основе термистора, в результате чего он редко выходит из строя (автор видео — Владимир Пастух).

Тем не менее, в его работе также могут наблюдаться сбои. Когда датчик температуры всасываемого воздуха работает долгое время, это может привести к несоответствию параметров сопротивления и температуры. В конечном итоге это способствует появлению ошибок в расчете показателей в меньшую сторону.

Если внешний датчик температуры воздуха на впуске будет передавать неправильные показатели, бортовой компьютер будет неверно рассчитывать объем горючей смеси. Параметры температуры и влажности воздуха будут способствовать снижению подачи самого воздуха и увеличению объема бензина, необходимого для формирования топливовоздушной смеси. Если воздух слишком влажный, контроллер автоматически производит регулировку в соответствии с заложенными в него параметрами.

В результате смесь, которая будет попадать в цилиндры, будет несоответствующей, в результате чего ее сгорание будет неполным. Неработающий датчик температуры впускаемого воздуха может стать причиной неустойчивой работы силового агрегата. Тем более, что переобогащенная смесь вызовет заливание свечей зажигания, а это, в свою очередь, станет причиной невозможности запуска мотора. Устанавливаться датчик температуры входящего воздуха должен во впускном коллекторе. Что касается ресурса эксплуатации, то он зависит от самого устройства и модели авто.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Руководство по установке ДТНВ

Как производится установка или замена датчика температуры наружного воздуха в домашних условиях?

Если ваша машина не оборудована этим регулятором, то процедура установки осуществляется следующим образом:

  1. Сначала необходимо приобрести датчик температуры окружающего воздуха и выбрать место для его монтажа. Нужно учитывать, что на контроллер не должны воздействовать высокие температуры от силового агрегата. Наиболее подходящим местом для монтажа является место рядом с радиаторным устройством.
  2. Девайс нужно зафиксировать, после чего кабель с массой нужно провести в салон авто.
  3. Производится демонтаж приборной панели. В зависимости от модели транспортного средства вам нужно найти контакт для подключения регулятора, на этом этапе следует воспользоваться сервисным мануалом.
  4. При возникновении ошибок в работе контроллера, необходимо отключить аккумулятор на какое-то время (обычно 10-15 минут достаточно), после чего опять его включить и проверить работоспособность устройства.

«Диагностика и монтаж ДТНВ на примере Ауди»

Подробная информация по диагностику и установке контроллера представлена ниже (автор ролика — ТВ Обзоры).

Источник: https://labavto.com/elektronika/sensor/datchik-temperatury-naruzhnogo-vozduha/

Замена датчика температуры всасываемого воздуха

Процедура замены не составляет большого труда и не отнимает много времени. Датчик крепится на 1-4 болтах, которые нужно открутить, а также простым движением отсоединить разъем питания чтобы вынуть датчик поступаемого воздуха из своего места.

В процессе установки нового ДТВВ будьте аккуратны, чтобы не повредить контакты, иначе устройство выйдет из строя.

При покупке нового датчика обратите внимание, чтобы он подходил для вашей машины. Его цена колеблется в пределах 30…60$ в зависимости от марки автомобиля и производителя.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Видео по теме

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд

(голосов:

3

, средняя оценка:

5,00

из 5)

loading.gif

Загрузка…

Датчик температуры всасываемого воздуха Ссылка на основную публикацию

Датчик температуры всасываемого воздуха
Всё о датчиках, сенсорах и измерении

Фотоотчет Датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ) (ремонт ДТВВ, двигатель ADZ)

Добрый день!
Сразу оговорюсь: форум и ФАКи читал и опусы на эту тему видел, но именно они натолкнули меня на мысль, что есть чего добавить. Так что помидоры прошу оставить для будущего применения.
Дык вот в процессе поиска проблем с впрыском-зажиганием обнаружил, что ДТВВ показывает сопротивление изоляции. Почитав форум понял, что проблема частая и обычно с проводами. Померял сам терморезистор — так и есть. Решил реанимировать раз нашел, полез снимать и тут наткнулся на засаду — в ФАКе написано, что можно снять разъем не снимая головы поддев отвертками защелки — минут 15 я прыгал вокруг пытаясь что-то поддеть и разглядеть. Поняв, что «каменный цветок» не выходит таки снял голову и увидел, что никаких защелок там НЕТ (и разъем кстати не коричневый, а черный). Зато есть пластиковый выступ на разъеме, которым он вставлен в соотв. отверстие корпуса и распаян с обратной стороны. Для вынимания разъема пришлось аккуратно обрезать ножом распайку по краям до границ отверстия. Но не под ноль — ибо потом еще обратно ставить.

200308_01.jpg

Потом взял свою любимую бормашинку и выковырял провода идущие от разъема к таблетке. в процессе выяснил интересовавший, тех кто сталкивался, вопрос — как в запаянном пластике может оборваться провод? дык вот оказалось, что из разъема приходит многожила, а к таблетке припаяна луженая или серебренная моножила и соеденены они в пластике скруткой(!), которая со временем не то окисляется, не то расширяется и перестает контачить. теоретически можно даже попробовать пропаять только эти скрутки(расположение их на фото) и это будет минимум расковырки.

200308_02.jpg

ну дальше все понятно: провода поменял, пропаял, и обратно в корпус пластиком запаял, получилось почти как было..

200308_03.jpg

на своем месте закрепил газовым паяльником, воткнув его жало в остатки выступа. ВНИМАНИЕ! таким паяльником прямо на впрыске лучше не шалить, ибо бензин хорошо горит очень, посему нагрел его в сторонке, выключил и горячее жало уже втыкал.
И еще — походу экстплуатации наблюдается разъем весь в масле — видимо оттого, что проминается кольцевая резинка на нем. можно попробовать полечить это, подложив под нее тонкий кусочек резинки от ластика например или т.п. — поверхность выпятится и лучше прислонится к прокладке крышки.
как то так. Надеюсь кому-нибудь еще пригодится.

Источник

Причины ошибки P0113

Датчик впускного воздуха — достаточно простое устройство. Соответственно, и случить с ним может не особо много проблем. Поэтому причин возникновения ошибки P0113 всего 4:

  • Неисправен сам датчик температуры всасываемого воздуха;
  • Обрыв цепи питания датчика, то есть «пережатый» или порванный провод;
  • Отсутствия контакта в разъеме питания датчика;
  • Сильное загрязнение датчика, чаще всего по причине отложения на нем масляных остатков.

Статья в тему: Как проверить уровень антифриза

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...